FORGOT YOUR DETAILS?

Алексей Каптерев: «Лет через 20 люди научатся импровизировать»

by / Monday, 19 March 2012 / Published in Интервью

Интервью Алексея Каптерева о том, Как сделать презентацию

Алексей Каптерев – автор вышедшей в США книги по презентациям Presentation Secrets, консультант, спикер и тренер по презентациям, работающий в России и странах Европы. В интервью главному редактору портала Как сделать презентацию Вере Ковалевой он рассказал о том, как самому научиться выступать, что важно для действительно запоминающейся презентации и ответил на вопросы читателей портала Как сделать презентацию.

Вопрос про вашу книгу: как начался этот проект?

Все началось с того, что я создал презентацию про презентации, которая собрала полтора миллиона просмотров. Через три года после этого ко мне обратилось американское издательство Wiley. У них была серия «Secrets», ориентированная на техническую аудиторию, им нужна была гуманитарная книжка. Мне предложили ее написать, я согласился.

Сколько времени заняла работа над книгой?

Начиная от переговоров – больше года. Где-то в июле 2010 мы начали и в сентябре 2011-го закончили.

Какое самое главное открытие вы сделали в ходе работы над книгой?

Главное открытие заключалось в том, что я, русский, могу написать хорошую международную книгу по такому, казалось бы, специфическому, культуральному предмету.

Как вы пришли к теме презентаций?

Я работал в консалтинговой компании, там надо было все время делать презентации. Я их делал, поначалу получалось плохо. Руководство дало мне поручение – разобраться в том, как создавать презентации, и стать главным по презентациям в этой компании. Я стал.

У некоторых известных ораторов есть история про то, что в детстве они не могли с легкостью общаться или, будучи взрослыми, не могли выступать. У вас есть какая-то подобная история про себя?

Я в консалтинге не мог выступать, а в детстве я мог. Я много бывал на сцене в детстве и совершенно нормально там себя чувствовал. У многих людей есть страх сцены – у меня его никогда не было даже близко. Мне всегда нравилось там быть.

Врожденный талант?

В каком-то смысле да. Но это ничего, как выяснилось, не гарантирует. Аудитории все равно может не понравиться.

Какой подход у вас к обучению презентациям?

Я думаю, клиентов надо учить рассказывать хорошие истории и говорить о том, что их действительно интересует. У меня только что в практике была такая история: человек оказался способен провести отличное выступление. Он говорил полтора часа безо всяких слайдов, соблюдая структуру и не сбиваясь.

А если воды слишком много? Такое бывает, когда человек начал говорить про то, что он любит, ушел в дебри, и все умерли от скуки.

Нет, он никуда не уходил, он очень четко шел по структуре. Просто это было посыпано очень большим количеством мелких иллюстраций – баек, анекдотов. Иногда он слишком увлекся их рассказыванием и выбился из графика. В этом была проблема, а не в том, что он аудиторию потерял.

Можно ли выделить какую-то специфику обучения руководителей?

Я не думаю, что есть какая-то отдельная специфика обучения руководителей. Они такие же люди, как и все остальные. Просто многие из них думают, что они и так уже хорошо выступают, что, разумеется, не так. Очень мало российских менеджеров могут на сцене прилично выглядеть. Их надо больше проблематизировать и мотивировать: показывать им примеры, которые выше их на голову. Но в первую очередь надо работать с содержанием, структурой выступления, и только во вторую с тем, что имеет отношение к поведению на сцене. А учить их жестикулировать не нужно вовсе, а у меня такое ощущение, что именно этим люди и увлекаются.

Что самое главное в отношении содержания? Прописать структуру и держать ее в голове?

Продумать, прорисовать скорее.

Может ли человек самостоятельно научиться выступлениям?

Да, конечно.

И что ему надо делать?

Как и во всех искусствах: копируйте мастеров. Берете выступление Стива Джобса, записываете его со слуха как текст, делаете такие же слайды. Это не так сложно – у него достаточно простые по большей части слайды. И просто делайте то же самое выступление от начала до конца.

Очень многие, услышав этот совет, будут все-таки лениться это делать.

Разумеется. Я же не говорил, что это легко. Но, кстати, Нэнси Дуарте именно так и сделала. В своей последней книге она транскрибировала речи Мартина Лютера Кинга и других великих ораторов. На речи Кинга, кстати, до сих пор не истек копирайт, представляете? Нэнси их записывала и анализировала частотность слов и другие параметры. Это сложный способ, но интересный. А простой – купить потом книжку Нэнси. Или мою. Я тоже так делал, только не с Кингом, а с Джобсом и другими спикерами.

Какие книги вы рекомендуете к прочтению? Кроме вашей.

У меня в блоге есть очень большой список. Смотря что вас интересует. В презентации есть три большие части: создание историй, слайды, подача. Если вы хотите про все сразу прочитать, то очень хорошая, хоть и старая, книга Клифа Аткинсона Beyond Bullet Points. И Extreme Presentation method Эндрю Абелы.

Какие люди быстрее всего обучаются презентациям?

Это люди, которым есть что сказать, у которых есть идеи, достойные распространения. Если у человека есть такая идея, то он сделает все, чтобы она распространялась. А если у него нет такой идеи, то он будет думать о том, как ему жестикулировать правильно или как голос поставить.

А что делать тем, кто не погружен в свою идею 24 часа в сутки? Так мы и подошли к вопросу о смысле жизни.

Да. Если нечего сказать – зачем тогда выступать? Не выступайте.

А если надо?

Откажитесь. Зачем мучить людей? Актером вы все равно не станете. А по бизнесу – есть множество работ, в которых не нужно выступать.

Но ведь многие хотят.

Если вы находитесь в какой-то профессии, в которой нужно выступать, то вы должны любить свой продукт. Я думаю, для продавца – это требование номер один. Если вы не любите свой продукт, то вы никогда не сможете его хорошо продавать, как бы вы ни старались. Ищите свой продукт.

Как должна себя рекламировать компания, которая создает презентации?

Главное – это ее портфолио. Это основной актив такого рода компаний. Понятно, что у вас есть какая-то философия, свой подход к созданию презентаций. Но мне кажется, это мало кого интересует. Лучше рассказать кейс про то, как вы пришли в какую-нибудь совершенно скучную компанию и так ее преподнесли, что они сами взялись за ум и стали прикольными, классными, веселыми ребятами.

Расскажите такой кейс из Вашего опыта.

В числе моих клиентов была одна компания, которая занималась обслуживанием большого количества складов и других технических помещений. Вкручивали лампочки, убирали снег, чинили лифты, сигнализации. Руководили этой компанией бывшие военные. Я придумал для них персонажа Витю, прототип которого взял из фотобанка. Этот персонаж был похож на человека от этой компании, с которым я больше всего общался. В презентации этот персонаж рассказывал про все: про свою работу, чем он занимается на объекте. И это было здорово!

А потом мне сказали: «То, что ты сделал – это все обман, они же сами не такие прикольные. Они суровые вояки». А я говорю: «Ну и что. Они же меня наняли и приняли мою работу». Такой же принцип есть и в рекламе: “I like that, therefore I’m like that”, если тебе это нравится, значит, ты в душе такой.

 

Алексей Каптерев отвечает на вопросы читателей портала Как сделать презентацию

Как продать шариковую ручку человеку, который привык писать ручкой Паркер?

Я не знаю. Это вопрос, связанный с продажами, это немного другая область. Презентации – массовые, а продажи делаются для одного человека до щелчка. Это очень важная и принципиальная разница, и на семинарах, которые я веду, я часто с этим сталкиваюсь. Люди думают, что делают презентации, а делают продажи.

В продажах нужно попасть в ценности одного конкретного человека, а не в ценности некой гомогенной или, наоборот, разношерстной аудитории. Это разные задачи. У вас есть группа из 10 человек, вы смогли убедить 9. Вы успешны на 90 процентов. Но если вы убедили человека на девять десятых, а не на все сто процентов, то вы не продали, и вы не успешны на 100 процентов. Поэтому продажи – это отдельная область, а презентация – это только часть продаж, этап.

Итак, если аудитория пишет Паркерами? А у вас дешевые шариковые ручки за три рубля.

Ок, задайте себе вопрос – зачем нужна такая ручка?

Допустим, я производитель этих ручек.

Задайте себе самый неудобный вопрос: зачем людям, которые пишут Паркерами, ваши шариковые ручки? Очень сложно найти ответ на этот вопрос. Если вы сможете найти такой ответ, то просто постройте презентацию вокруг этого ответа. Выйдите и скажите: «Я знаю, вы все пишите ручками Паркер. Это прекрасная ручка. А я продаю другие ручки. Они очень дешевые, пластиковые. У вас может быть вопрос – зачем мне такая ручка? А я вам сейчас объясню». После этого вы просто отвечаете на вопрос «зачем?».

Следующий вопрос от читателя: как создать презентацию, которая может увлечь и зазомбировать дальтоников?

Увлечь чем? Очень важно, что в презентации должен быть какой-то предмет. Что-то, что вы презентуете. А здесь его нет, он пропущен.

Что будет с презентациями через 10-20 лет?

Я думаю, что через 10 лет ничего радикального в презентациях не случится. По крайней мере, в нашей стране точно. Будут более продвинутые программы для создания слайдов. А вот лет через 20 люди научатся импровизировать.

Расскажите подробнее про импровизацию.

Будет намного больше отходов от сценариев. Я думаю, что за 10 лет мы научимся придерживаться сценариев. Сейчас о них вообще никто не думает. Очень мало кто пишет, планирует. А если и пишут, то делают это очень-очень плохо. Или пишут речи на бумажках и потом их читают как Брежнев. Думаю, за 10-20 лет мы совсем откажемся от бумажек. Но это не очень интересно. Интересно будет, когда люди будут выходить и просто со сцены импровизировать, отталкиваясь от аудитории.

Ведь когда ты готовишься к презентации, ты всегда что-то предполагаешь относительно аудитории, то есть присутствует некая концепция. И ты всегда неправ. Вопрос только в том, на сколько процентов ты неправ. И ты выходишь и выясняешь, насколько ты не прав. Затем ты делаешь некое смещение, относительно того, что ты планировал.

Сейчас презентации, особенно презентации продуктов, такие: они тут начинаются, тут заканчивается. Это такое шоу. Мы неделю над ним работаем, оно вылизано до блеска. Конечно, никакого отхода от сценария там быть не может. Самый максимальный отход – у нас что-то сломалось, и мы должны рассказать какой-то анекдот, пока это чинят. Никакой другой импровизации там нет. И сейчас это правильно, как мне кажется. Сейчас это лучшее, на что мы способны. Конечно, мы и сейчас можем импровизировать, но есть огромная разница между «импровизировать» и «импровизировать хорошо».

Какие опции входят в эту импровизацию? Ты пришел, поздоровался, дальше что? С какого момента начинается импровизация?

С того момента, когда ты начинаешь разговаривать с людьми. То есть не ретранслировать им что-то как записанная пленка, а ты начинаешь задавать им вопросы и смотреть, как они реагируют.

Как чувствовать себя уверенно во время презентации, если знаешь, что тебя оценивают?

Репетируйте. Долго, по нескольку раз, вслух. Надо увидеть себя со стороны. Можно репетировать перед зеркалом или поснимать себя на видео, а потом посмотреть, какой это ужас. Посмотреть несколько раз, привыкнуть к тому, что тебя оценивают.

Что делать в экстремальной ситуации? Когда что-то отказалось работать, отрубился интернет, не запустились слайды или техника перестала работать?

Самое сложное в этот момент – не потерять состояние, то есть понять, что ничего реально страшного не произошло. В момент последнего моего выступления сломался переходник между ноутбуком и проектором, а потом еще в пульте села батарейка. То есть неисправными оказались и компьютер, и пульт. К счастью, был другой компьютер, к котором переходник был не нужен. Но перенос на чужой компьютер – это потеря анимации на слайдах. Это непривычно, это стресс, в этот момент ты начинаешь нервничать, сразу становится хуже.

Мне кажется, главное не делать вид, что так и должно быть, потому что у многих людей это первая естественная реакция. Надо просто признаться, что случилась «маленькая техническая лажа» — это я однажды от Гришковца услышал — исправить ее за пять минут и дальше спокойно продолжить, а не делать вид, что все так и должно быть и страдать полтора часа. Это главная ошибка, что если у людей пульт как-то не так работает, они мучаются, вместо того, чтобы сходить и заменить его.

Как быть готовым к нештатным ситуациям на презентации?

Есть хороший способ – создавать себе нештатные ситуации намеренно. Тогда вы очень быстро научитесь быть к ним готовым.

Что такое нештатная ситуация?

Когда вы роняете стакан с водой и обливаетесь ею. Намеренно облейтесь один раз, и вы поймете, что ничего страшного не произошло. Сделайте то, чего вы боитесь.

А как про это сказать? Например: «Я намеренно себя облил, потому что очень боюсь, что оболью себя»?

Ну, это будет искренне. На самом деле, никак вы не подготовитесь к экстремальным ситуациям, на то они и экстремальные. Это с опытом приходит: когда с вами это случается, вы понимаете, что ничего страшного в этом нет. Это же презентации, а не альпинизм. Ну перестал у вас пульт работать, в чем катастрофа? Главное — спокойно на это отреагировать или с юмором. От технических сбоев ведь никто не застрахован. Ну или носите с собой еще один переходник, еще один пульт, если вы так переживаете.

Следующий вопрос: как эффективно выстроить эмоциональный контакт с аудиторией?

Расскажите историю.

А если у него нет классной истории или он не в настроении?

Если он не в настроении, то все. До свидания. Зачем аудитории смотреть на то, как у тебя нет настроения? Нет истории — создайте. Не в смысле придумайте, а в смысле — создайте, как документальный фильм создают. Да, это работа, это искусство.

Расскажите, как вы учитесь на собственном негативном опыте.

Однажды пошутил неудачно по поводу участницы на тренинге. Она ничего не сказала, но обиделась ужасно. Я только через несколько недель об этом узнал от другого человека, который на том же тренинге был. Конечно, я шутить не перестал, но стараюсь теперь смотреть на людей очень внимательно. Им самим-то смешно или обидно? Извиниться всегда можно, но для этого надо заметить, что есть проблема.

Какие у вас планы на ближайшие 10-20 лет? Где вы себя видите, чем планируете заниматься?

Пока я планирую заниматься презентациями, а там посмотрим.

Что для вас презентация? К вам пришел директор, к примеру, и задал этот вопрос.

Все происходит наоборот: ко мне приходит директор и говорит: «Я хочу презентацию», и я его спрашиваю, что это такое.

И что обычно отвечают?

Обычно говорят, что нужно по почте пересылать, чтобы с сайта люди скачивали. Этим я не занимаюсь. Или выступить на конференции 15-20 минут, чтобы было интересно. Этим занимаюсь.

А если бы вас спросили, что такое презентация? В общефилософском смысле.

Презентация – это форма коммуникации, выступление одного человека перед многими. Это представление чего-то. Слово презентация в прямом переводе от to present – представлять. Есть что-то, и я это представляю, рассказываю об этом.

Кто в компании должен делать презентации? Обязан ли это делать генеральный директор, владелец или специально нанятый сотрудник?

У компании должно быть публичное лицо. Хорошо, если это генеральный директор. Но я знаю директоров, которым это не интересно, они просто не хотят таким лицом быть. Тогда должен быть кто-то еще, кому это нравится. Очень важно, чтобы этот кто-то участвовал в процессе создания того, что презентуется. Важно, чтобы это был не PR-специалист, не специальное медийное лицо. Это должен быть человек, который находится в центре работы. Который на самом деле понимает, о чем он сейчас говорит.

Спасибо большое, Алексей!

Беседовала: Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP