FORGOT YOUR DETAILS?

Дженнет Атаева: “Контент в интернет-СМИ будущего будет нелинеен и интерактивен”

by / Wednesday, 05 March 2014 / Published in Дизайн, Интервью

Интернет-революция изменила способы получения нами информации. Читая рецензию на новый музыкальный альбом, мы хотим услышать отрывки из него немедленно. Заинтересовавшись темой статьи, мы переходим по расставленным в тексте ссылкам, чтобы узнать больше. Однако все ли существующие возможности подачи информации в Интернете вы используете? Стоит ли ограничиваться форматом «колонка текста + картинки», когда стремительно развивающиеся технологии дают нам способы полностью погрузить читателя в материал, не ограничивая ни своей, ни его свободы во взаимодействии с информацией? О своем видении этих вопросов редактор журнала «Арт Электроникс» Дженнет Атаева рассказала в интервью редактору портала Как сделать презентацию Вере Ковалевой.

Текст, написанный линейно, в одном измерении, которое продиктовано «листом бумаги», очевидно, уже не соответствует ни потребностям пользователей, желающих получить дополнительную информацию (будь то в виде текста, изображения, видео или аудио) в «один клик», ни развившимся возможностям Интернета. Иными словами, возмущает сам факт, что текст можно писать лишь от начала к концу, мысли или описания событий могут только следовать друг за другом, даже если они противятся этому в сюжете или в ассоциативном контенте, даже если их хронология безразлична. Однако естественный порядок ассоциаций нелинеен (и значит, именно нелинейный текст порой совершенен). Любая мысль может вызвать массу ассоциаций, которые совсем не связаны прямым следованием. Напротив, они сплетаются или нанизываются друг на друга синхронно, создавая множество измерений этой мысли.

В Интернете понятию нелинейности соответствует термин «гипертекст». Он был введен Тедом Нельсоном еще в 1963 году для обозначения текста «ветвящегося или выполняющего действия по запросу». Собственно, веб-страницы в формате HTML – это всем известный и ярко выраженный пример гипертекста. Это набор данных (текстов, изображений, видео), содержащих узлы перехода между ними, что позволяет выбирать получаемые сведения и их последовательность.

В более широком смысле слова, гипертекстом является любой текст, в котором встречаются отсылки к другим частям этого текста. Приведу несколько примеров из литературы: роман-лексикон «Хазарский словарь» Милорада Павича, роман «Игра в классики» Хулио Кортасара, роман «Улисс» Джеймса Джойса… Каждый может продолжить этот список по своему усмотрению. Скажем, нелинейность характерна для текста, известного всем со школьной скамьи. Сравните расположение частей романа и убедитесь, что повествование у Лермонтова нелинейно:

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

У автора

Хронологически

Бэла Тамань
Максим Максимыч Княжна Мери
Тамань Бэла
Княжна Мери Фаталист
Фаталист Максим Максимыч

Нелинейные тексты пришли к нам из глубины веков. Поэтическая форма рэнга, очень популярная в Японии в средние века, предполагает особую технику чтения. В рэнгах ценятся неожиданные повороты сюжета, сохраняющие сложную взаимосвязь с предыдущей строфой. Сочиняли рэнгу несколько человек поочередно. К начальному трехстишию второй поэт присоединял двустишие, третий – новое трехстишие, и так далее. Каждая строфа имеет самостоятельную ценность, и в то же время по законам сцепления все время возникают пятистишия-танки, каждая в двух вариантах (кроме первой). Чтобы образовалась танка, надо к любому трехстишию присоединить либо предыдущую либо последующую строфу. Говоря геометрическим языком, рэнга словно вычерчивает зигзаги. Логический ход мысли объединяет лишь две смежных строфы, поэтическая тема развивается обычно на протяжении трех смежных строф, после чего в «нейтральной» строфе перебрасывается мост к другой теме.

Однако вернемся к практическим предметам, к Интернету. Уже упоминавшийся программист Тед Нельсон в 1960 году создал первую концепцию гипертекста – проект Xanadu. Сегодня он описывает миссию проекта так: «Современные программные продукты всего лишь имитируют бумагу. Интернет в целом (также имитирующий бумагу) сильно упрощает нашу модель гипертекста, реализуя ее как примитивную систему «линков в один конец» с постоянным нарушением этой связи при изменении одного из связанных документов». Получается, что человек, стоявший у истоков Интернета, не удовлетворен результатами его развития. Свой продукт авторы проекта Xanadu позиционируют как улучшенную версию World Wide Web. Однако если Xanadu представляет собой сложно организованную среду для работы с документами совместно с другими пользователями, то у нас уже сейчас есть возможности для реализации принципов, которые позволят удобнее и нагляднее доносить информацию до читателей. Из канонических «17 правил Xanadu» возьмем три:

– Каждый документ может состоять из любого количества частей, каждая из которых может быть данными любого типа;

– Каждый документ может содержать ссылки любого типа;

– Ссылки видимы и по ним можно проследовать из любой конечной точки;

В отличие от листа бумаги, электронный текст свободен. Благодаря технологиям типа Flash он может имеет любое измерений, приближаясь к естественной форме ассоциаций (или совпадая с ней в идеале, который, возможно, достижим). Эти технологии развиваются молниеносно и требуют все более изящных решений. Журнал «Арт Электроникс» начал публиковать пробы нелинейной передачи текстов, которые мы назвали футуре-текстами. Это не более, чем пробы – намеки на то, что может быть.

Для них выбрана технология Flash – далеко не первый векторный, но именно его создателям удалось найти наиболее удачное сочетание между изобразительными возможностями графики, инструментальными средствами для работы с ней, а также механизмом включения результата в веб-страницы. Созданные на основе технологии Flash изображения могут быть не только анимированы, но еще и дополнены интерактивными элементами и звуковым сопровождением.

Изучив возможности Flash, мы решили попробовать дать пользователю читать текст, не навязывая ему план и структуру статьи. Делать статьи как замкнутые на себя Flash-ролики, каждый из которых строился бы по сценарию, удобному и подходящему по смыслу к данному тексту, а не навязанному ей структурой веб-страницы.

Статья «Противостояние, которого нет» посвящена различиям элитарной и массовой культур. Дизайнер выразил тему противостояния разделением статьи на две части. Читатель может читать абзацы текста в любом порядке, смотреть иллюстрации в любой момент чтения, соглашаться или спорить с тем, что одни явления мы отнесли к поп-культуре, а другие – к элитарной.

Статья «Искусство зримой музыки» рассказывает о связях между музыкой и живописью, между аудиальным и визуальным, поэтому, очевидно, тексту необходимо было дать звуковое сопровождение. Мы выбрали одно из музыкальных произведений, упоминавшихся в тексте, короткое по звучанию и начинающееся pianissimo. По умолчанию музыка начинает тихо играть при открытии статьи, читатель может отключить звук или изменить громкость. В галерее, которую можно просматривать тут же, не отрываясь от чтения, дан полный изобразительный ряд к статье.

При создании ролика к статье «Эстетика манипуляций» о цифровой живописи мы позволили себе поиграть с читателем: встроили в текст статьи маленькую палитру, поле для рисования и дали возможность сохранить свой рисунок на компьютер. Уверены, что игровая, интерактивная и социальная составляющие уместны даже при подаче серьезных текстов. Например, в статье, посвященной творчеству Владимира Татлина, после ее прочтения читателю предложено самому составить открытку из графических элементов, характерных для творчества Татлина, и послать ее другу.

Созданные нами flash-ролики мы называем футуре-текстами, потому что уверены, что за нелинейным текстом и мультимедийной подачей информации – будущее. Попробуйте взглянуть на разрабатываемый вами проект – интернет-журнал, корпоративную презентацию, рекламный ролик или сайт – по-новому. Возможно, применив описанный нами подход, вы сделаете проект более яркий, эмоциональный и запоминающийся и получите больше увлеченных читателей. Как мы.

Одна из метафор времени у Борхеса – «сад расходящихся тропок». Иногда это вполне адекватное определение текста.

Редактор журнала «Арт Электроникс» Дженнет Атаева специально для портала Как сделать презентацию


TOP