FORGOT YOUR DETAILS?

Катя Соломеина: «В бизнесе не существует конкурентов»

by / Thursday, 26 April 2012 / Published in Интервью

Катя Соломеина: "В бизнесе не существует конкурентов"

Екатерина Соломеина уже три года живет в Великобритании и работает вместе со своей сестрой, которая живет в США, создавая таким образом на двух континентах дизайн для различных компаний. Встреча с Катей состоялась в Лондоне во время London Design Management Week 2012. Вопросы в этом интервью задавали сразу четыре дизайн-менеджера: Лилия Маркова, Татьяна Бубличенко, Мария Сташенко (портал design-management.ru) и Вера Ковалева (портал Как сделать презентацию).

Ты очень здорово рассказывала о том какая специфика существует чтобы открыть свой бизнес здесь. Ты бы порекомендовала своим знакомым, кто еще не начал бизнес, не важно они в Британии или России живут, открыть свою творческую компанию?

Конечно, да. Мне кажется, что нужно пробовать все, и ты не узнаешь как это, пока не попробуешь, поэтому я бы уж точно рекомендовала. Это уже дело каждого понравится или нет. Но никакого ущерба морального точно не будет. А самое главное: если ты что-то начинаешь делать, в Англии или России, сразу многое начинает происходить вокруг: ты встречаешь разных людей, завязываются интересные знакомства, проекты, это всегда послужит на пользу, даже если человек потом вернется в Россию, решит, что бизнес в России делать проще, легче и приятнее, то тот экспириенс, который будет получен здесь, точно поможет.

У меня есть много примеров людей, которые начинали что-то здесь, русские предприниматели, возвращались в Россию, говоря, что это не наше, мы не можем вести бизнес (не дизайнерский, просто бизнес) с британцами, но абсолютно точно их мироощущение, миропонимание очень расширилось от поездки сюда и от эксперимента работы с британцами.

Скажи, пожалуйста, сколько лет ты уже в Британии?

Три с половиной года.

Сколько в твоем ощущении времени прошло? Три с половиной? Больше? Меньше?

Не знаю. Я уезжала из Британии периодически в Москву, потом приезжала сюда, хотела уехать в Америку, поэтому у меня не было такого, что я приехала с целью жить всегда. Я до сих пор думаю, что возможно уеду отсюда куда-нибудь. Я очень хочу пожить либо в Дубае, либо в Корее или Китае, какой-нибудь азиатской стране, и обязательно в Нью-Йорке. Но я точно знаю, что я вернусь в конце концов. Мне кажется, для того, чтобы точно знать, что ты в самом лучшем месте на земле нужно побывать всюду.

Ты считаешь себя дизайнером?

☺ Да. Я очень люблю дизайн. Я не знаю… Потому что дизайн – субъективная сфера и, мне кажется, очень много людей считаются дизайнерами, многие оправдано, многие неоправданно, поэтому я пытаюсь обходить эту тему. Но я абсолютно точно могу сказать, что я очень люблю дизайн и не перестала его любить ни на грамм меньше с тех пор, как начала им заниматься. Если это определяет, кто дизайнер, тогда – да, я дизайнер.

Скажи, в Британии тяжело заниматься дизайном или делать дизайн?

В чем-то сложнее, в чем-то легче. Абсолютно точно легче тем, что здесь намного больше людей этим занимается профессионально, соответственно, если тебе нужен какой-то профессиональный совет, какая-то книжка, какая-то литература, лекция интересная, какая-то помощь в твоем собственном развитии, ты можешь это легко найти.

Здесь ты можешь совершенствовать свои знания и способности намного легче и проще. И все что тебя окружает, тоже довольно хорошего уровня, что помогает тебе впитывать только позитивное. С другой точки зрения, конкуренция, конечно, очень большая – это факт. Это опять же помогает собственному развитию, но возможно, у некоторых отбивает желание заниматься творчеством «как чистым творчеством».

Что для тебя означает «делать дизайн»? Что значит это для окружающих людей, которые к тебе обращаются?

Конкретно дизайн, наверно, это все-таки функциональная профессия, отвечает за удовлетворение потребностей заказчика. Пожалуй, в таком случае, это удовлетворение той поставленной задачи, которая была тебе дана.

Но базируясь на этом, мне кажется, что это все-таки, когда тебя «прет изнутри», и ты прилагаешь все, что тебя прет, к той задаче, которая у тебя есть, и, в конце концов, получается тот продукт, от которого счастливы все.

Дизайн должен стоить дорого?

Да… Все должно стоить дорого. Ха-ха-ха. Чичваркин говорил, что, если вы хотите зарабатывать деньги, занимайтесь дешевой продукцией. Самые прибыльные компании, такие как «Пятерочка», «McDonalds» занимаются бизнесом для бедных. Если вы хотите делать что-то для души, делайте бизнес для богатых. Я придерживаюсь той же теории. Намного приятней делать то, когда у тебя есть время и бюджет, и тебе дают пространство для творчества.

Скажи, пожалуйста, дизайн и искусство отличаются?

Да.

Чем?

Дизайн более функциональный, конечно, а искусство это вообще дело каждого. Но я… В Англии, к примеру, дизайн более функциональный, чем должен быть. Возможно, в других странах он более искусство, чем должен быть. Где-то должна быть эта середина. Я все время люблю рассказывать про Нормана, который так долго рассказывал про то, что дизайн должен быть более простым и функциональным, потом на презентации своей коллекции сказал: «Вы знаете, я долго жил в этом функциональном мире и так задолбался и сейчас люблю эту вазу, потому что она красивая. Она просто красивая, я хочу поставить ее у себя дома и не хочу жить среди этих простых объектов…»

Почему Лондон?

Я всегда мечтала о Лондоне. Я что-то вычитала в книжках… Я никогда не бывала до этого в Лондоне, даже картинки, пожалуй, не факт, что видела. Но я всегда, всегда хотела, а потом… Когда я выросла класса до пятого, я поняла, что так просто сюда люди не едут, нужно заработать очень много денег и как-то еще… В общем, это не такая простая схема, как кажется в детстве. Поэтому я поехала сначала в Москву и дальше очень долго думала, думала, думала как можно уехать в Лондон.

Потом магическим образом появилась Британская Высшая Школа Дизайна, которая очень помогала это сделать. Собственно, так я приехала сюда. Не разочаровалась.

Интересный философский вопрос, который я хотела тебе задать. Какую ценность сейчас приносит дизайн в современном мире? В твоей работе или в глобальном смысле…

Мне хочется, чтобы дизайн приносил радость и эмоции. Мне кажется, это самая главная его функция. Потому что никакой логотип не может принести компании успех. От того, что логотип будет суперкрутым, компания не пойдет в гору сама по себе. Единственное, что может дизайн привнести в бизнес это верность человеку, который делает бизнес, положительные эмоции, которые будет приносить людям при его виде, и … Наверно так.

Значит эффективный дизайн – это…?

Позитивный дизайн! ☺

На самом деле, это к теме дизайн-менеджмента. По идее, если заниматься компанией, то нужно отдавать больше времени менеджменту, нежели дизайну. Но я точно могу сказать о себе, что не смогу уйти в менеджмент, пусть лучше этим будет заниматься кто-то другой. Я точно не смогу жить без дизайна. Я предпочитаю быть плохим руководителем и хорошим дизайнером. Удовлетворять свое собственное счастье – делать дизайн.

Сейчас есть такой тренд, мы, когда были в студии Prospect, его слышали: дизайнеры сдвигают пространство своей компетенции и уходят на позиции консультантов. Они начинают делать дизайн структуры компании, дизайн предпринимательского мышления, дизайн различных пространств или культуры поведения людей. Как ты к этому относишься?

Мне как раз это пришло от компании, в которой я работала конкретно с директором этой компании, начиная от брендинга до офиса и всего сразу. У нас было очень много митингов с ним именно по поводу того, что он сам думает о своей компании, как он ее хочет презентовать, что он хочет от сотрудников… Там тема касалась всего: от культуры, от того, что он хочет, до самого себя. Очень интересно общаться с человеком, который занимается чисто бизнесом, при этом понимать, какие у него потребности в дизайне. Потом мы пытались визуализировать все, что он хочет.

Это, мне кажется, самая интересная задача была, потому что любой человек, который делает свое собственное дело, в том числе свой бизнес, он до конца не знает, что он хочет. Соответственно, у него меняется его финальная позиция много раз. На самом деле, чем больше он тебе выдает желаний финальных результатов, тем больше ты понимаешь, что на самом деле глобально он думает о своей компании. Мы много работали над презентацией: как он хочет визуализировать работу своей компании, как рассказывать об этом клиентам; как он хочет рассказывать о сотрудниках, когда он встречается с новыми сотрудниками; как он хочет рассказать новым членам команды о том, что уже существует. Все эти графики, схемы, все такое – это составлять было очень интересно.

С чего начинается и чем заканчивается работа с клиентом? Нам будет очень интересно.

Я же говорю, у всех свои странности, я пытаюсь выделить эти странности. Весь процесс построен на том, что конкретно хочет человек в этот момент. Я абсолютно со всеми встречаюсь сама. Главное в дизайне попасть на волну этого человека, потому что это из серии «клиент всегда прав». Человек делает свой бизнес уже много лет, вероятно, поэтому когда он приходит к тебе, ты можешь быть гениальным дизайнером, но он лучше знает как вести свой бизнес. Он лучше знает, что он хочет от дизайна. Поэтому нужно много слушать клиента, и много с ним встречаться, и поддерживать с ним разговор.

Я не люблю, когда вмешиваются в процесс, в скетчи, но я не имею ничего против, когда меняют решения, когда тот или иной вариант не подходит. Я понимаю, что у этого есть причины. Все строится на «презентация – одобрение, одобрение – презентация», общение, еще раз общение, общение и финализация.

Мне кажется, клиенту важно понимать, что его любят, ценят, к нему хорошо относятся, что он единственный и неповторимый, тогда он будет доверять. Чем больше ты будешь уделять внимание, тем он лучше относится к финальному результату.

Скажи, пожалуйста, ты сравниваешь себя с конкурентами? Ты знаешь, кто твои конкуренты?

Я считаю, что в бизнесе не существует конкурентов. В бизнесе есть большие компании, на которых можно равняться, у которых ты можешь учиться. Конкурентов не бывает, не бывает второго идентичного человека, второй компании, такой как ты.

Для тебя нет такого понятия, как «конкурент»?

Мне кажется, каждый должен делать то, что ему нравится. Если ты будешь бороться с конкурентом, ты будешь делать что-то похожее на компанию, которая идет своим путем, таким образом ты теряешь свой собственный путь. Мне кажется, это не нужно.

В бизнесе есть такое понятие как «лучшая практика» («best practice»). Ты используешь его в работе?

Что это значит?

Ориентироваться на некий лучший образчик, на тех, кто делает это классно.

Конечно, учиться у гуру всегда хорошо. Нужно равняться на компании, у которых все хорошо, но не нужно становиться этой компанией. Но у них есть чему поучиться в дизайне и менеджменте.

Расскажи нам напоследок свой секрет. В чем твоя уникальность? Именно твоя индивидуальность, суть? Твоя личная?

Я верю в светлое будущее.

Дизайна?

Всего вообще. Что бы, и когда ни происходило, всегда все будет хорошо. 100%. Нет никаких сомнений в этом. Это, правда, так. Мне кажется, это очень важно знать всегда.

Спасибо тебе огромное и Удачи!

С Екатериной беседовали дизайн-менеджеры: Лилия Маркова, Татьяна Бубличенко и Мария Сташенко и главный редактор портала Как сделать презентацию Вера Ковалева.

Интервью также опубликовано на design-management.ru.


TOP