FORGOT YOUR DETAILS?

Макс Горбачевский: “Бизнес-инфографика должна быть понятной и очень точной”

Макс Горбачевский: "Бизнес-инфографика должна быть понятной и очень точной"

Макс Горбачевский и Ирина Доброва – основатели российского портала об инфографике Inforgapher. О том, что такое профессиональная инфографика для бизнеса, как она создается, какова история инфографики в мире и о многом другом, Макс рассказывает в интервью главному редактору портала Как сделать презентацию Вере Ковалевой.

Макс, как вы пришли в инфографику?

Мы с Ирой трудились наемными менеджерами и в определенный момент начали возникать практические задачи, связанные с донесением информации до руководства, акционеров, коллег, а пытливый ум хотел сделать собственные рабочие материалы лучше.

В какой отрасли вы работали?

Я работал в программе лояльности «Малина», Ира – в Unilever. И эта тема возникла у нас с Ирой очень естественным образом. У Иры в определенный момент по работе возникла серьезная задача, которую мы сейчас назвали бы «инфографическая анимация» – видео отчет с применением графики. Результат у подрядчика получился ниже среднего. Начали «копать», и поняли, что по этому теме, в общем-то, мало, что есть.

Тогда в Яндексе было всего лишь 400 запросов по ключевому слову «инфографика» в месяц (сейчас оно имеет почти 10 000 и это количество постоянно растет). Выяснили, что это называется «ин-фо-гра-фи-ка», что по этой теме почти ничего нет (а для менеджеров вообще), и только на Западе есть интересные ресурсы. Запад далеко, а предпринимательской энергии было через край. И решили, что надо создать свой собственный блог. Итак, 1 апреля 2009 года, исписав кучу листов с идеями названия, мы зарегистрировали домен infographer.ru.

Какое у вас с Ириной образование?

Я по образованию экономист: государственный университет Высшая Школа Экономики, факультет Экономики, специальность Финансы и Фондовые рынки. У Иры – Новосибирский Государственный Университет, специальность Социология. То есть никто из нас не является по своему основному образованию дизайнером. Но это не мешает, а наоборот – помогает, потому что мы, прежде всего, подходим к решению каждой задачи с позиции аналитика и создателя управленческой коммуникации: что позволит донести исходную информацию, какие ключевые элементы информации раскрывают смысл, на чем сделать акцент. Также, немаловажно то, что мы понимаем, как «читает» целевая аудитория наших продуктов информацию и диаграммы.

Ирина Доброва

Когда появился портал Инфографер? Как вы формируете контент?

Чуть больше 3-х лет назад мы начали писать наш блог, и на старте точного понимания редакционной политики не было. Это был эксперимент, экспромт. Так как по инфографике не было почти ничего в рунете, и даже не на что было ориентироваться в части подбора элементарных ключевых слов и интересных читателю тем – было лишь понятно, что есть некая тема, называвшаяся достаточно странно. И мы решили, что для того чтобы разобраться – нужно пронести рефлексию через себя, а именно – начать писать на эту тему блог.

Я до этого уже вел сайт «Сделка века» – при всей странности названия, сайт был посвящен облачным технологиям IT. Я пробовал тему развивать через написание блога, через создание себя как медиа-персоны в этой отрасли, стать экспертом рынка, потом запустить свой собственный IT-продукт и таким образом реализовать себя. И хотя этого не получилось с «Сделкой» — получилось с инфографикой. Мы начали писать на темы, которые были вокруг нас: какую интересную графику увидели и почему она была хорошо, на какую конференцию съездили и что там было качественно интересного, собственные мысли, саморефлексию.

Все пропуская через себя, анализируя, давая оценку. Это читателю приглянулось – значит, мы нащупали нужный угол критического взгляда на информационную графику. И сейчас такая идеология сохраняется, мы не стали новостным изданием формата: «ой, посмотрите какая новая замечательная инфографика». Мы, прежде всего, стараемся подходить к сообщениям с позиции объяснения того, что и как правильно сделано, что некорректно, а вот почему так. Мы даже забываем опубликовать свое собственное портфолио – событий и материала для анализа в мире больше, чем мы можем охватить. У нас с Ирой очень разные интересы, ее часть – аналитический разбор понятности графики, у меня – технические интересы и Excel. При этом, мы всегда рады и дополнительным авторам.

Как профессионалам из разных отраслей создавать инфографику? С чего следует начать? Какие общие принципы надо знать?

Есть левое полушарие, есть правое полушарие. Мы все в детстве умели рисовать, у нас были уроки рисования, были карандаши, краски, мы все рисовали. А потом началась учебная, и затем взрослая жизнь, в нашей жизни появился Excel, появился PowerPoint. И убийц креативной графики было настолько много, что правому полушарию совсем не оставили шанса выражать себя.

Во-первых, надо вспомнить, что рукой тоже можно рисовать. Рукой мы можем не только писать, но и рисовать. Важно понять, что PowerPoint и «примитивные» фигуры – это страшное зло, потому что как только ты начинаешь мыслить «коробочной» моделью готового набора вариантов для рисования, то для человека сразу же ограничивается возможность в размышлении: как можно нарисовать, представить тот факт, который выходит за рамки примитивов. Нужно забывать про все технические средства, брать в руки карандаш, брать бумагу, желательно нелинованную и начинать рисовать.

И получился набросок каракулями, и что дальше?

Для большинства людей этого достаточно, чтобы донести смысл своего сообщения. Книга Дэна Роама «Обратная сторона салфетки» как раз об этом.

Пункт номер два – для каждой работы есть свой профессионал. Поэтому я никогда не стремлюсь быть дизайнером, для себя я решил одну очень важную вещь: дизайнер ли, аналитик ли – исполнитель задачи должен быть профессионалом. Дизайнер – это особый тип личности. Есть ребята, которые стремятся развиваться в дизайне, быть в этом результативными, находиться в тренде новейших стилей и событий в мире графического искусства, применять новые методики и технологии.

Ну а я – лишь управленец в сфере креатива. Каждый выполняет свою часть работы – и это залог отличного общего результата. Отдайте ваши почеркушки вашему дизайнеру в компании и он возрадуется (поверьте мне!) точности поставленной ему задачи, или же попробуйте реализовать это в Powerpoint и Excel – вы удивитесь, какое количество инструментов в них вы раньше не использовали.

Что порекомендуете из книг по инфографике?

Тема инфографики имеет несколько граней, и многие путают понятия. Давай конкретизируем, про что ты имеешь ввиду. Прежде всего инфографика – это визуальная коммуникация логических взаимосвязей данных и фактов, попытка сделать 1+1 равным 3, где прирост итога заключается за счет визуализации взаимосвязей, и возможности зрителю сделать из какой-то свой собственный вывод на основе отображенной информации. Иначе говоря, не просто показать три отдельных диаграммы, а отобразить взаимосвязь между ними.

В целом, мы придерживаемся следующей философии: бизнес-инфографика должна быть понятной и очень точной. Зачастую рекламная, журналистская инфографика не могут обеспечить такой точности. Это самая сложная из сфер, потому что к ней самые высокие требования по качеству прорабатывания исходного аналитического материала. Задачи, к которым нас просят нас подступиться – это всегда проблемы. Например, приходит к нам HR отдел и говорит: «Мы хотим сделать инфографику про наши ценности», т.е. их проблема формулируется как «нам необходимо показать людям через визуальный язык о том, какие наши ценности» – потому что написанное словами не настолько ярко, да и визуальные образы при прочтении текста возникают у каждого свои.

Тема очень мультидисциплинарная, поэтому all-in-one книг по теме очень мало. Книга Дэна Роума «Обратная сторона салфетки» – посвящена развитию навыка визуализации и донесения смыслп. Классик жанра, Эдвард Тафти – пишет о понятности и точности визуальной коммуникации. Джин Желязны – рассказывает о том, как применять простейшие инструменты, доступные каждому, в корпоративном мире. Четвертый автор – Стивен Фью и его книга «Information Dashboard Design» о том, создавать отчетные приборные панели.

Все эти книги – скучные, с большим количеством текста. Но именно эти книжки дают очень серьезный фнудамент для дальнейшего осмысления визуализации. Визуализация – это в некотором роде философия коммуникации. Все остальные издания, по моему мнению – это перепрыгивание через ступеньку, применение кусочков навыка который в базе должен закладываться на более понятийном уровне. Популярная книга Slideology – не про инфографику вообще, а про выступления, и к инфографике не имеет почти никакого отношения.

Расскажите кейсы про то, как вы проводили тренинги или работали с какой-то компанией: была задача и вы ее решили вот так.

Самый главный success story – это, наверное, комплекс отчетно-управленческих панелей для одного крупного казахского банка. Такое большое количество показателей необходимо было внести в экраны, что нам пришлось несколько месяцев в деталях прорабатывать все показатели, десятки таблиц перевести в нечто удобоваримое, удобочитаемое. В результате получилось 6 экранов – панелей. Очень лаконичный дизайн при ограниченных технических возможностях – я буду долго вспоминать этот проект.

Второй значительный успех – наша работа над одним из государственных проектов в Москве. Мы уже более полугода в проекте помогаем визуализировать информацию, создаем презентации и отчеты, принимаем участие в маркетинге проекта. Переработка исходной информации в структурированные отчеты, -дает очень мощную выгоду проекту – помогает осмыслить получающиеся результаты, а также предоставить ясные отчеты о работе всем уровням государственных чиновников, задействованных в проекте.

В качестве интересного success story можно упомянуть и проект для инвестиционной компании IQ One. Для двух инвестиционных фондов мы помогали визуализировать продукт и ценности нового совместного инвестиционного фонда. Два инвестфонда собирались объединить усилия, и руководству хотелось визуализировать целевой результат объединения. В результате трех дней совместной визуальной работы сначала появилось три десятка исписанных флипчартов , которые затем уложились в лишь одно изображение формата А4, четко прописывавшее все детали и нюансы: офферы для предпринимателей, офферы для потенциальных инвесторов фонда, и так далее.

Как простраивать логику инфографики?

Под каждую задачу есть свой инструмент.

Сначала надо решить: что необходимо донести до целевой аудитории. Как ни банально это было бы – но инфографикой сейчас зачастую используются как «пушкой по воробьям». Пункт №0 – определить целевую аудиторию, какую информацию она потребляет и как принимает решения. Пункт №1 – проанализировать исходную информацию и определить блоки информации – какие необходимо донести, а так же, что необходимо нивелировать. Это – расстановка акцентов.

Затем мы простраиваем взаимосвязи между блоками, решаем, что подчеркнем графически, какие факты являются наиболее яркими. Например, у нас есть переменные: пол, возраст, кто что любит есть и пить, есть еще пара каких-нибудь переменных – и мы пытаемся построить между ними взаимосвязи, что «скрытое» можно показать из сопряжения этих переменных, интересные инсайты.

Дальше идем к выбору визуального средства. Как правило, мы чаще всего работаем с аналитической информацией, поэтому это означает выбор оптимальной диаграммы. Динамика – это один вид диаграммы, потоковые диаграммы – другой, а для облегчения выбора диаграммы есть различные шпаргалки.

После этого начинается размещение на листе – обычной ручкой на бумаге, сначала основные ключевые акценты и затем дополнительные, и все это относительно формата (размера и технических возможностей) итогового изображения.

Затем уточняются визуальные метафоры и создается стилевое оформление (по бренд-буку или произвольное – это зависит от задачи). Это очень важный этап, потому что, несмотря на всю аналитическую работу, результат зависит от точности графической работы.

Как вы находите людей, которые создают инфографику в вашей компании?

Очень тяжелый вопрос. Интересующихся много, а вот приверженцев дела очень мало, потому работа эта гораздо более ответственная и сложная, чем обычный классический дизайн. Необходимо уметь креативить в очень узких рамках, заданных самой информацией, и это крайне тяжело. Многие, кто пробовал – не смогли. Поймите: на Западе дизайнеров учат решать задачи, а в России самовыражаться. Есть и исключения (БВШД, например), и отдельные персоналии, но в целом ситуация плачевная. Поэтому команда проверяется и утрясается боем.

Люди находятся, как правило, случайно. Самые лучшие люди в команду пришли сами. Мы с ними говорим об общем интересе к теме, смотрим на примеры, пытаемся понять – смотрим ли мы на информационный дизайн одинаково.

Недели две назад в Интернете пробежала шутка: «почему инфографика так популярна? Потому что в детстве все любили читать комиксы, а теперь дети выросли до менеджеров, и хотят потреблять информацию в прежнем виде». Так оно есть сейчас, перелив рынка. Мы для себя называем это «инфокомиксы», по сути это дела не является никакой аналитической графикой, а лишь информацией в картинках.

Сейчас инфокомиксы завоевывают бешеную популярность, но скоро эта пена спадет – потреблять картинки до бесконечности невозможно, это жвачка для мозга. И мы, общаясь с людьми, пытаемся понять: они все-таки за настоящую инфографику, за ту инфографику, которая в Испании получает призы на конкурсе Малофей или же за инфокомиксы.

Для нас важность коммуникации заключается в том, что мы решаем задачи наших клиентов по коммуникации, по увеличению эффективности работы, т.е. такие цели, которые имеют четко измеримые характеристики. В глянцевом журнале на 100 тысяч копий тиража, нет точного экономического расчета, какую дополнительную выгоду приносит инфографики. В бизнесе и в государственных органах же четко понятно: правильная презентация помогла найти инвесторов, а правильный отчет для Сергея Семеновича Собянина укрепил некоего позиции проекта для горожан и дал жизнь социальным начинаниям. Наш продукт – это медиатор для изменений в жизни клиентов-наших-клиентов.

Какие тренды сейчас есть?

Мировых трендов два.

Первый – более четкая, более точная, отточенная графика, акцентированный дизайн, что много лет демонстрируют результаты конкурса инфографики Малофей, где прежде всего побеждают мощные аналитические работы.

Второй тренд, очень сильно заметный, яркий – это Big Data. Этот тренд – про то, что в мире накопилось огромное количество данных уже сейчас и, мало кто понимает, как извлекать из них Знание. Создание аналитических инструментов по работе с огромным количеством данных – даже это – уже сверхзадача, ну а дополнительная интерактивная визуализация – это почти космос. Для чего это нужно? Основные заказчики Big Data – прежде всего правительство и общество, не компании.

Это философия информационно открытого общества в принципе. Раньше такой возможности не было, а сейчас информационная картина такова, что количество информации ежегодно увеличивается катастрофическими темпами. Проблемы Big Data прежде всего технологические – как это вообще, в принципе получать, хранить и обрабатывать, как связывать между собой. Предоставить гражданам данные о налоговых поступлениях, о государственных расходах, о населении и численности. В какой-то степени это поиск паттернов и взаимосвязей за пределами классической статистики. Одним из основных драйверов этой темы является газеты «The Guardian».

О чем еще стоит сказать?

Я бы сказал бы, что целом мы проговорили все важнейшее. Мне очень важно донести, что инфографика сейчас переоценена, сейчас называют инфографикой все подряд. Сейчас даже появилось выражение «в стиле инфографики», которое приводит в оцепенение весь наш коллектив. «В стиле инфографики» не бывает, потому что есть инфографика как аналитический инструмент, аналитический визуальный инструмент для несения информации, а есть графические средства, стили, которые ничего не имеют ничего общего с инфографикой.

Ужасно то, что сейчас происходит и то, что некоторым кажется, что разместить три цифры на какой-то иллюстрации уже является инфографикой. Это принципиально не так – и я вижу сейчас текущую свою миссию в успокаивании рынка, разъяснении того, что инфографикой не является, а сейчас инфографикой не является очень многое. Это позволит клиентам не потерять веру в этот инструмент через год-два после охлаждения интереса к теме.

Многие пытаются понять, что же является качественной инфографикой, а что – некачественной. Как разделить?

Такого понятия, как качественная и некачественная инфогарфика не существует, Абсолюта в инфографике нет. Поясню на примере. В картографии Абсолютом является точное изображение местности, иначе говоря, хорошая карта – точная карта, а неточная карта – бесполезна. В инфографике такого нет. Инфографика состоит из двух частей: левополушарная аналитика и правополушарное отображение. Соответственно, если инфографика доносит определенную информацию до конкретной целевой аудитории – то эта инфографика является хорошей.

Определить это могут только двое: непосредственно заказчик и потребитель, остальные наблюдатели по сути обсуждают лишь «насколько красивая эта работа». Если она не доносит, т.е. не видны взаимосвязи, либо тяжело считывается, либо просто ничего непонятно – то она не решает свои задачи и не может быть полноценным средством коммуникации. Но при этом, не «инфографика! является плохой, а является плохой либо аналитическая работа, либо же графическая работа.

Таким образом, Абсолюта в инфографике по сути нет, есть качественно проделанная аналитическая работа, когда либо видны или не видны взаимосвязи; и есть графическая работа, либо качественная, либо некачественная. Либо это аккуратно, стильно современно и с подчеркиванием, а не затенением информации – либо же это непонятное месиво, и хоть бы это был бы самый лучший в мире дизайн – но…

Закончу метафорой: если инфограф создал светофор, который вместо привычного (сверху вниз) красного-желтого-зеленого, имеет зеленый-желтый-красный – то грош цена такому светофору. И это совместная ответственность аналитика и графика.

Спасибо большое!

Беседовала Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP