FORGOT YOUR DETAILS?

Мария Сташенко: «Развитие сообщества дизайн-менеджеров – мое призвание»

by / Tuesday, 27 December 2011 / Published in Интервью

 

Мария Сташенко – управленец и инновационный менеджер, внедривший в российскую бизнес-среду и культуру дисциплину “дизайн-менеджмент”.

В ходе решения этой задачи Мария создала значительное поддерживающее информационное пространство и на практике осуществила ряд комплексных коммуникационных задач по внедрению нового продукта на российский рынок. Об этом опыте, а также об инновациях, проектной работе, дизайн-мышлении и опыте публичных выступлений Мария Сташенко рассказала в интервью главному редактору портала Как сделать презентацию Вере Ковалевой.

В каком году и как вам пришла идея внедрить в российскую культуру, в российское бизнес-пространство понятие дизайн-менеджмент – абсолютно новую для России дисциплину и область знания?

В 2003 году то, что я буду делать, я могла назвать именно дизайн-менеджмент. А понимание проблемы, которая существует в области управления творческими проектами, пришло ко мне в 2001 году, когда я полностью погрузилась в работу маркетингового агентства, студии. Я начала свою карьеру с работы в рекламном агентстве, потом в маркетинговом, занималась всем, чем возможно. Сталкиваясь постоянно с практикой работы и наблюдая других специалистов, а также понимая, чем я буду заниматься в будущем, планируя свою перспективную профессиональную жизнь, я понимала, что есть ряд проблем, которые очевидно должны иметь методологические решения, интересные подходы, что не я одна с ними сталкиваюсь.

Какого рода проблемы?

Эти проблемы были связаны с управлением творческими проектами, с их эффективностью, с планированием ресурсов людей, финансов, с учетом этого всего, с накапливанием кейсов, т.е. успешных историй, с тем, чтобы должным образом делиться и выделять знания, которые приносит каждый новый проект, каждый новый кейс. И я чувствовала себя в таком море, в таком безграничном пространстве с невозможностью зацепится за что-то, что могло бы, например, способствовать наращиванию знаний, наращиванию профессионального опыта.

У меня было четкое понимание, что в креативной сфере, в области дизайна и маркетинга что-то не так. Я думала: неужели нельзя иметь методы системы, подходы, которые помогают работать другим экспертам? Почему же у нас этих подходов нет, почему каждый проект мы начинаем с нуля, почему каждый проект мы делаем так, как если бы мы создавали новый бизнес, новое предприятие. Это отнимает огромное количество ресурсов, приносит значительно меньше денег, чем стандартные проекты, например, которыми занимаются юристы, логисты, производственники. И так, сравнивая одну область деятельности с другой, делая выводы относительно своего собственного положения в этой сфере и понимания того, куда движется творческий рынок, я стала сознательно искать методологическую базу по управлению творческими проектами. «А что в мире накоплено, какие знания?».

На сегодняшний день вокруг понятия дизайн-менеджера, который Вы более чем успешно внедрили на российский рынок, создано колоссальное поддерживающее информационное пространство. Расскажите о том, что входит в это инфопространство и как вы пришли к идее создания этой поддерживающей среды.

В 2004 году я пришла в Мухинское училище, сейчас это Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л.Штиглица, на один из факультетов. И сообщила, что мне бы хотелось заниматься такими вот методологическими вопросами организации работы дизайна, творческой индустрии, помощи ребятам студентам в том, чтобы они занимались своим бизнесом, правильно планировали свою фриланс или студийную практику, меня не поняли и, конечно же, не поняли словосочетания «дизайн-менеджмент».

Мне сказали, что у нас здесь не высшая школа экономики, и не рекомендуем вам это ругательное словосочетание употреблять. Но потом нашлись другие заинтересованные люди – с кафедры коммуникативного дизайна. Владислав Михайлович Федосеев (до сих пор его вспоминаю добрым словом) позволил мне вести курс там и даже официально трудоустроил на 1000 рублей в месяц. Это было замечательно, это было очень хорошо. И я два года читала у них этот курс. Уже в 2006 году меня пригласил Василий Андреев для того, чтобы развивать курс здесь, в Британской Высшей Школе Дизайна.

На тот момент было понятно, что, если в интернете нет словосочетания «дизайн-менеджмент» и если никто из экспертов не понимает суть этого понятия, то, чтобы его эффективно развивать, необходимо создать информационную среду. И таким образом, стало понятно, что помимо ведения какого-то закрытого курса, или помимо внедрения этой методологии в практику своих собственных личных проектов нужно еще и сообщества таких же близких мне по духу людей, друзей, которые понимают, что здесь происходит и понимают проблему так же, как и я. Которых не надо ничему учить, а которые вместе с тобой двигаются и видят ситуации таким же образом. Это и эксперты из индустрии (уже известные люди), это и постоянно приходящие люди с других областей, с других сфер. Такой междисциплинарный подход получается здесь. Таким образом, вот доброй волей и светлыми начинаниями организовалось информационное пространство, о котором вы говорите.

И сюда сейчас входит что?

У меня многовекторное представление об этом информационном пространстве, потому что уже, наверно, в традиционных когда-то средствах массовой информации (по брендингу, по коммуникациям) появляются статьи, посвященные дизайн-менеджменту, т.е. сервис-дизайну, дизайн-мышлению. То есть об умениях и знаниях, которые мы продвигаем и собственно методах. Если называть, то это портал design-management.ru, который я имею честь вместе с вами вести, вы как наш редактор очень помогаете здесь.

Это журнал по управлению творчеством «BLANK». Идея журнала вышла с курса Дизайн-менеджмента БВШД. Там работают замечательные люди, с которыми мне удалось здесь вместе в школе общаться и которые были студентами нашего курса «Дизайн-менеджмент». Еще на данный момент это небольшие информационные площадки, блоги, которые ведут люди, близкие к идее менеджмента.

Это блог Проектной лаборатории курса «Дизайн-менеджмент» и площадка на живом журнале, которая называется «Дизайн-менеджмент и дизайн-мышление». И здесь мы стараемся максимально представлять ту тематику, с которой мы работаем и с которой мы учимся здесь.

Сколько времени у вас уходит ежедневно на поддержание этого пространства?

Все время сейчас отдано дизайн-менеджменту и проектам, которые здесь идут. Я стараюсь свою коммерческую практику связывать с той методологической базой, которую я развиваю. Поэтому сейчас, наверно, все теснее и теснее эти связи. Мне кажется, что практически большая часть времени отдана инфопространству.

Обучая управленцев от креативного бизнеса и дизайн-менеджеров, Вы используете интересные подходы, которых я, например, в бизнес-школе не наблюдала. Расскажите, пожалуйста, о тех научных школах, на которых Вы основываетесь, о своих методологических российских и зарубежных базах.

Давняя моя методологическая база, основной источник информационный и прикладной – это институт дизайн-менеджмента в Бостоне, международная некоммерческая организация, в которой я состою членом с 2005 года. У них есть европейские офисы, они регулярно проводят европейские конференции. Ежегодный выезд на конференции, обмен знаниями на семинарах, участие в вебинарах, которые они проводят, позволяет мне понимать, что происходит в мире и брать оттуда интересные методики, о которых они рассказывают.

Второй источник еще более давний, чем институт дизайн-менеджмента, это системо-мыследеятельный подход и практики организационно-деятельностных игр. Это школа философа Щедровицкого, которая в 60-80-х годах развивалась очень активно.

В 2001-2003 годах мне удалось поучиться в этой атмосфере, в Школе Инновационных Менеджеров, в Школе Культурных Политиков. Я очень благодарна тем людям, которые до настоящего времени где-то являются моим примером, где-то воплощаются со своим подходом в моей собственной персональной практике.

Я стараюсь использовать эти находки, в том числе как один из инструментов организации коллективной работы. Это организационно-деятельностный подход, это подход игропрактик, игротехник. О них не так много в интернете сейчас информации, но, тем не менее, это очень сильная моя методологическая база.

И третье – это постоянные эксперименты с методами и подходами, которые появляются. Курсу «Дизайн-менеджмент» уже 3 года сейчас, ежегодно мы выпускаем студентов с дипломом «Дизайн-менеджер». Каждый год состав курса меняется по количеству, я думаю, что на 70%. То же самое будет в 4-м году. Почему? Потому что появляются новые методики, новые инструменты, которые обеспечивают компаниям конкурентноспособность.

Эти инструменты помогают студиям привлекать большее количество клиентов, помогают понимать, что важно использовать в быстро изменяющемся мире новые подходы, более эффективные. И подключение к такому глобальному домену знаний, и постоянный эксперимент с методами – это ключевая платформа курса. Таким образом, третий кит – это постоянный эксперимент с новыми методами. Мы экспериментируем и включаем методики «дизайн-мышления», проектирования сервис-дизайна, методы командообразования игро-практик, современных игро-практик, не только системо-мыследеятельный. Это три таких домена, которыми я пользуюсь.

Расскажите про ваш огромный опыт проведения публичных выступлений. Что для вас самое главное, как вы к этому готовитесь?

Я постоянно стараюсь развивать свое ораторское мастерство. Я думаю, что любой выступающий всегда собой немножечко не доволен или где-то сильно недоволен, зависит от настроения, от итогов этой встречи. Бывает две ситуации в плане позитивного и негативного опыта.

Бывает, что я прихожу что-то сказать, поделиться чем-то с аудиторией, но понимаю, что в этом зале, в этом месте, с этими людьми, вероятно, нужно было выстраивать другую логику общения. И тогда я стараюсь подстраиваться по мере возможностей под сложившуюся ситуацию. Может, не всегда это получается хорошо, блестяще, но тем не менее. Есть ситуации, когда я понимаю, что место, время, люди, пространство, мои знания или информация, которой я хотела бы поделится, или что я хотела бы обсудить и тогда выступление проходит более менее успешно. У меня действительно большой опыт выступлений, сейчас уже более 10 лет, время быстро бежит.

Самое главное, что я открыла для себя давно, главное правило публичных выступлений, которым я руководствуюсь – это открытость и заинтересованность в теме. Я всегда хочу рассказывать то, о чем я говорю, я всегда люблю то, о чем я рассказываю, по-другому не бывает, т.е. по-другому у меня не проходят публичные выступления. Если я люблю эту тему, если она мне интересна сейчас, чтобы ее раскрыть, то тогда все состоится, и я смогу принести пользу людям, участвующим в дискуссии или людям, слушающим меня. Ключевой критерий успеха – это полезность, которую я сообщаю в аудитории, степень этой полезности.

Как вы оцениваете этот коэффициент?

По количеству позитивных откликов, вопросов, которые я получаю. По-моему, здесь очень прямая взаимосвязь – вопросы и отклики. Может, и негативные в том числе, но, тем не менее, отклик информационный, знаниевый, эмоциональный, который я рождаю, своим текстом, темой, которую я затронула, для меня является точным определителем КПД происходящего в аудитории. Но главное правило – это быть абсолютно открытым, иметь желание поделиться чем-то. Если у тебя нет желания, ты не можешь выступать публично, ты не понимаешь, зачем тебе все эти люди, которые пришли. С другой стороны, я не могу рассказывать темы, которые уже устарели или не интересны, для меня в этом такая ловушка.

Личная сопричастность.

Да, личная сопричастность. Поэтому, если мне это не интересно, я не буду об этом рассказывать. И в этом получается какая-то постоянная новизна обновления.

Какие рекомендации вы бы дали дизайн-менеджерам и другим профессионалам, чтобы они могли делать незабываемые выступления?

Прежде всего, перед выступлением я бы порекомендовала небольшое время посвятить рефлексии собственной практики. Желательно это сделать за неделю до выступления. У меня обычно это происходит в нескольких форматах. Либо при общении с другом или коллегой. За неделю я уже начинаю понимать, что у меня будет мероприятие, и приблизительно понимаю, что мне нужно сконцентрироваться, понять и сформулировать свое понимание, зачем мне это сейчас нужно, для чего мне это сейчас нужно, нужно ли мне общение с аудиторией, в какой форме.

С другой стороны, чем я могу быть полезна людям, которые придут, чтобы пообщаться со мной или послушать меня. И выделить несколько ключевых тем общения. Но с опытом сейчас я выделяю одну ключевую тему. Потому что затрагивать несколько тем оказывается довольно сложно и неэффективно с точки зрения тех, кто приходит: они чрезмерно “нагружаются” в контексте обсуждения. Поэтому рекомендую выделить одну ключевую тему – не название доклада, а тему вашего интереса, что вам интересно сейчас, чем вы живете, что вы хотите узнать. Это можно сформулировать как в письменном варианте, так и в процессе общения с кем-то, проговаривания каких-то других тем или просто обдумывать в голове.

Что бы вы хотели узнать, чего вам не хватает, какие вопросы можно задать. Повторюсь, это можно сделать как список вопросов на бумажке, который письменно поможет вам сделать рефлексию относительно ситуации, в которой вы сейчас находитесь. Такое упражнение я рекомендовала студентам, когда еще преподавала в Петербурге.

В процессе прописывания этих вопросов и ответов на них ребята зачастую понимали, что им вообще не нужны публичные выступления, они пока не заинтересованы в них, они не знают, чем это будет полезно, они боятся, и у них пока нет тем, которые они готовы были бы обсуждать. Проходит все в процессе формулирования. Поэтому я думаю, что не только для студентов, а для многих людей это будет полезно, на мой взгляд. Вот такая краткая рекомендация.

Вопрос по поводу инноваций. Руководителям обычно достаточно сложно наладить прямую и постоянную связь с огромным информационным пространством и брать оттуда какие-то новые концепции, инновации, в том числе зарубежные. Как это можно технологически, методологически организовать?

Я для себя в какой-то момент определила критерий тем, форматов, которые мне интересны, и стараюсь ему следовать, потому что мне это удобно и постоянно соответствует духу изменяющегося пространства, времени, методов, подходов. Дать тактическую рекомендацию относительно того, на какой ресурс пойти или какую книжку почитать, я не смогу.

Для меня это вопрос на самом деле, откуда они должны об этом знать. Мне кажется, большинство существующих деловых порталов сейчас фокусируются на таком ретроспективном взгляде. Там почему-то очень мало про инновации, я за этим наблюдаю. И мне кажется, здесь есть шанс для возникновения таких ресурсов как, например, fastcompany – компания, которая фокусируется именно на предоставлении инновационных и информационных ресурсов, межпрофессиональных проектах, подходах. Эти подходы сейчас возникают о новых методах конкурентоспособности вообще, для меня это такой новый тег (новые методы конкурентоспособности).

Мне кажется, что сейчас у российского предпринимателя, бизнесмена, который традиционно обучался как бизнесмен, появляются такие возможности. Например, этот фонд Сколково, который ведет широкую информационную деятельность. Бизнес-школа Сколково активно включает и приносит сюда новые методы планирования, как раз информационные методики. Мне кажется, что подключение к одному из таких доменов уже обеспечивает возможность раскручивать информационный клубок тегов, тем затронутых, новых терминов, которые интересны предпринимателю и с которыми он может работать.

Расскажите о ваших планах на ближайшие 10 лет? Каково перспективное видение стратегии развития?

Я сейчас как раз в продумывании следующих своих 10 лет. Мне действительно удобно планировать на 10 лет. И планы, которые были составлены мной 10 лет назад, я считаю, сбылись успешно, не в четкой конкретике, но в образе и подходах, как мне бы хотелось себя видеть, в общем, так и получается. На следующие 10 лет, я думаю, необходимо поставить задачи прежде всего развития сообщества в области дизайн-менеджмента. Я считаю, что это мое призвание, определенное профессиональное предназначение. И мне кажется, здесь очень много работы, и не только на российском рынке, но и на глобальном рынке.

С точки зрения управления творческими ресурсами и креативной экономики, понимания возможностей, которые дарит творческий потенциал традиционной бизнес-среде. Мне кажется, что это челлендж. Вызов бизнес-среда еще не принимает, где-то, может, не ощущает вызов творческой энергии. И вот на стыке этих двух больших доменов, двух больших подходов творчества и деловой активности, и вообще, в принципе, предпринимательской деятельности, мне кажется, будет рождаться много новых ярких звезд большой величины, как относительно людей, так и относительно проектов.

Я бы очень хотела участвовать в этой деятельности, в этом международном складывающемся сообществе. И мне кажется, что 10 лет должны пройти под созвездием сообщество с большой буквы и все, что включает в себя это понятие, этот контекст. Для себя лично, мне было бы очень интересно увидеть себя в роли творческого предпринимателя и сделать ряд проектов, которые будут посвящены созданию бизнеса на новой методологической, коммуникационной платформе. Возможно, мне удастся это сделать. План на 10 лет, он такой, футурологический.

Для вас как для управленца, для человека, который не является дизайнером, что такое креатив?

Для меня креатив – это ресурс, которым, прежде всего, все мы обладаем в равной степени. Второе: креативу можно учить, креатив можно воспитывать в себе.

Как? Практический вопрос.

С помощью целого набора методов не только дизайнерских и визуальных. Мне кажется, это все языки, которыми человек может выражать себя. Креатив – это способ выражения. Творчество, креатив для меня – это способы выражения своей ситуации, выражения взгляда на окружающее пространство. Поэтому выражать мы его можем самыми разными способами: сделать обстановку в своей квартире или своего жилища для того, чтобы привести ее в гармонию со своим внутренним миром – это уже креатив, это уже дизайн. Поэтому креатив для меня – это творческий подход и возможность реализовать себя самого в мире, в окружающем пространстве, реализовать свое предназначение. Поэтому мне кажется, что каждый из нас – это творческий человек.

Расскажите про свое видение такого явления, как эксперимент.

Я сейчас очень увлечена раскрытием для себя темы эксперимента. Потому что я говорю, что мы стараемся экспериментировать здесь в пространстве курса, в пространстве школы. А что такое эксперимент, каким он может быть, каким он каждый раз предстает перед нами, на какие составляющие его можно разложить? Это те вопросы, которыми я сейчас живу и то, что я пробую сейчас делать. Первое, что я сейчас усвоила для себя, что, оказывается, на основе эксперимента можно создавать бизнес-модель.

Каким образом?

Если в традиционном смысле слово бизнес-моделирование всегда воспринималось как фиксация сложившейся ситуации, как данность или возможность планировать на основе уже имеющихся результатов, то давайте попробуем в понятие планирование включить понятие эксперимент, которое сопряжено с понятием риска.

Возможно ли это? Для меня это сейчас открытый вопрос и первый позитивный ответ, который я на него получила, состоит в том, что эксперимент можно включать в регулярную практику. И мне кажется, что эксперимент на данный момент становится активным продуктом, продуктом работы предприятий, людей, бизнесов, идей, подходов.

Соответственно, эксперимент можно продавать и покупать. Эксперимент, является потребностью определенной, где-то не реализованной, где-то уже сложившейся. И мне кажется, что эксперимент – это такое пространство складывания нового формата моделей, подходов, которые будут развиваться в ближайшее десятилетие.

Это очень связано с тем вопросом, который вы мне задавали по поводу десятилетнего планирования. Я думаю, что помимо того, что этот проект пройдет для меня под знаком сообщества, он пройдет для меня также под знаком, под планетой экспериментов. Пока это не открытый вопрос для меня. Я бы хотела вместе с вашими читателями, с вами, дорогие друзья, об этом подумать.

Спасибо большое, Мария.

Беседовала: Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию.

 

СПРАВКА

Мария Сташенко

Эксперт в области дизайн-менеджмента – управления процессом дизайна на предприятии и в дизайн-студии. Куратор курса «Дизайн-менеджмент» в БВШД.

Основатель и управляющий партнер экспертного агентства в области дизайна Organica design consultancy, одной из первых консалтинговых компаний по дизайну для бизнеса. Под руководством Марии Сташенко были разработаны уникальные методики организации и проведения аудита дизайн-процесса на предприятии, а также отраслевых исследований в дизайне (визуальный бенчмаркинг).

Мария Сташенко является академическим членом крупнейшей международной организации в области управления дизайном Design Management Institute (США), где впервые на международной Парижской конференции 2008 года представила Россию и инновационный образовательный модуль «Дизайн-менеджмент» в Британской Высшей Школе Дизайна.

 


TOP