FORGOT YOUR DETAILS?

Олег Ильин: «Органичность и естественность – ваше главное оружие на сцене».

by / Thursday, 07 February 2013 / Published in Интервью

Олег Ильин: «Органичность и естественность - ваше главное оружие на сцене».

Олег Ильин – консультант и тренер по бизнес-коммуникациям, генеральный директор компании «МедиаФактор». Олег рассказал о методах развития навыков спикера, секретах подготовки к публичному выступлению и о своем видении коммуникационных технологий в интервью главному редактору портала Как сделать презентацию Вере Ковалевой.

В чем состоит основное направление Вашего бизнеса?

Компания занимается созданием и проведением тренингов по коммуникациям — всему, что связано с общением между людьми, будь то публичные выступления, переговоры, межличностные коммуникации, работа с журналистами.

Сколько времени Вы уже проводите тренинги в рамках компании?

В рамках компании 3,5 года, но свой первый тренинг я провел, наверное, лет 10 назад.

Расскажите, пожалуйста, о самых интересных проектах.

Интересных проектов и клиентов было очень много. Мы работали в очень разных регионах – от Дальнего Востока до европейских стран, с очень разными людьми, каждый из которых, естественно, имеет свои привычки, чувство юмора, видение мира. Самое интересное для меня – показывать клиентам новые «внутренние» горизонты, инструментах, которым они, возможно, владеют, но пока не знают об этом. Мы подходим всегда очень индивидуально, тем более что статус клиентов и специфика обязывают. Были проекты с первыми лицами бизнеса, в том числе с фигурантами списков «Форбс». Понятно, что их выступления крайне важны. Я готовил выступления перед крупными инвесторами, советами директоров, политическими лидерами; ответственность очень высока – важно каждое слово и движение. Это добавляет особенный драйв, конечно.

Расскажите какой-нибудь случай, когда пришел к Вам человек с проблемой, а Вы ее решили, и получилось блестящее выступление.

Это и есть суть работы, таких историй немало. Пришлось однажды работать с менеджером высокого ранга, абсолютным флегматиком. Трудно было представить себе ситуацию, в которой бы ему пришлось повысить голос или резко себя повести. При этом руководство требовало жестких и энергичных выступлений. Мы интенсивно работали над выступлением на протяжении полутора недель, при этом с его стороны была просто фантастическая отдача. При том, что ему, очевидно, трудно выходить из зоны комфорта, через какое-то время стало очевидным, что он очень много работает над собой дома, и стилистика выступлений преобразилась. Это самое главное – человек может достичь феноменальных результатов самостоятельно, задача коуча – помочь ему сделать это быстро и эффективно.

Есть ли какие-нибудь шаги, которые необходимо сделать, скажем, директору предприятия, подготавливающему выступление, чтобы буквально за день или за вечер улучшить свою презентацию?

Один мой клиент смог выделить лишь час в день на работу и при этом задал сакраментальный вопрос, который я очень часто слышу: «Как скоро я смогу получить результат?» Я ответил, что если спросить, как быстро можно дойти до следующего квартала, ответ будет один – смотря с какой скоростью двигаться. Очень многое зависит от того, насколько человек мотивирован. Не существует каких-то волшебных приемов, которые бы могли превратить никогда не выступавшего человека в нового Стива Джобса. Это всегда большая работа.

И все-таки, назовите пять конкретных шагов, которые помогут спикеру подготовиться к выступлению за вечер.

Во-первых, необходимо спросить себя: «Зачем я иду выступать?» Должна быть понятна внутренняя, содержательная цель. Во-вторых, следует понимать, для кого вы делаете выступление, что хотят услышать от вас люди в зале, как они решат свои проблемы с вашей помощью. Третье: не стоит, превращаться из менеджера Василия Ивановича Иванова в «спикера». Лучше всегда оставаться собой.

Может быть, спикер тогда становится лучше?

Как правило, нет. Человек не в своей роли начинает нервничать, он неорганичен. Аудитория видит это и думает, что выступающий что-то скрывает, что он не уверен, чего-то не знает, и ей в результате не нравится, как он себя ведет. Органичность и естественность – ваше главное оружие на сцене. Но люди по-прежнему наглаживают свои лучшие черные костюмы, надевают галстуки и скрипящие ботинки. Выходя выступать, они почему-то считают, что вчера были одними людьми, а сегодня вдруг стали совершенно другими.

Человек постоянно примеряет различные социальные роли: с утра вы сотрудники, затем – водители в вечерней пробке, потом, например, отцы и сыновья, любящие мужья или не любящие мужья. Людям эти роли привычны, и они меняются, переходя из роли в роль – из жесткого босса становясь мягким и сентиментальным отцом двухлетней дочки. Спикер же – это не социальная роль, а формат общения, ничего больше. Это нужно очень хорошо понимать.

Что еще важно для спикера? Важно четко видеть путь из точки А в точку Б, тот самый путь, который необходимо проделать за время выступления. Спикер, входя в аудиторию, должен понимать, в какой точке находится он сам и слушатели, и в какую точку ему нужно прийти в итоге. Когда путь становится коротким и понятным, это значит, что спикер готов к выступлению, и все происходит легко и непринужденно, к обоюдному удовольствию сторон.

Существует ли разница между женщиной-спикером и мужчиной-спикером?

Конечно, есть гендерные особенности. Скажем, если в зале преобладают мужчины, лучше работает рациональная аргументация. Женщины же более восприимчивы к эмоциональным аргументам. От спикера требуется комбинировать методы, чтобы не давать никому скучать, чтобы все присутствующие в аудитории пришли в конечном счете к единому пониманию того предмета, который был представлен. По моим наблюдениям, женщины-спикеры, к сожалению, все больше стремятся соответствовать мужской стилистике – например, жесткого управленца; стилистика их выступлений тоже меняется соответственно. Редко можно видеть, когда женщина использует на все 100% богатый арсенал и преимущества, которые у нее есть перед мужчинами — женское обаяние и улыбку, прекрасно работающие, если иметь смелость их использовать.

Назовите, пожалуйста, 10 самых развиваемых навыков.

Первое – это управление стрессом и волнением при публичном выступлении.

И какое самое действенное упражнение, чтобы не волноваться?

Нет «самых действенных» упражнений, все индивидуально. Есть технологии самонастроя, физиологические методы работы с адреналином. Если говорить о самонастрое, то всегда полезно немного по-другому посмотреть на саму ситуацию выступления. Обычно спикеры выходят на сцену с таким ощущением: вот передо мной 400 человек, и все они будут меня оценивать – как я одет, как я говорю, компетентен ли, хорош ли собой и пр. Но взгляните на этот вопрос по-другому – это вы пришли посмотреть на аудиторию, а не она на вас. Вы наблюдаете за аудиторией, поддерживаете зрительный контакт и не замечаете стресс – вы заняты делом, для вас самое важное – это общение.

Следующая вещь – это структура и логика. Умение выбрать оптимальный объем, выстроить информацию в определенной логической последовательности, чтобы люди понимали, о чем идет речь.

Третье – это вербальная и невербальная коммуникация. Со словами мы начинаем работать, как только понимаем, что предстоит выступать. С невербаликой все сложнее. Она требует тренировки. Это правда очень важно. Как в фильме «Посторонним вход воспрещен»: «Бодрее надо говорить бодрее, веселее надо говорить веселее». Запоминается ощущение, а не произнесенные слова, метасообщение, как мы говорим.

Дальше – что делать с руками. Людям часто мешают различные предметы в руках, например, ручка. Вещи появляются в руках во время презентации непроизвольно, для того, чтобы снять стресс. Однако каждый предмет должен выполнять определенную функциональную роль, иначе непонятно, зачем он нужен, он отвлекает внимание и мешает. Есть хорошая театральная история. Поступает девушка на театральный факультет, сдает творческий конкурс, стихи Ахматовой. Но перед этим просит принести фикус. Члены комиссии пожимают плечами, но посылают пару абитуриентов на первый этаж. Вносят на сцену огромное растение, девушка садится рядом и томно читает Ахматову. Когда она заканчивает, комиссия спрашивает: «А фикус-то зачем?». Она отвечает: «Для атмосферы». Смешно ведь.

Много вопросов связано с голосом – как правило, никому не нравится, как он звучит. Люди привыкают говорить в определенной тональности, в своем темпоритме, и понимают, что для выступления этого недостаточно. Но измеение голоса – это большая работа с дыханием, связками, речевым аппаратом в целом

Группа вопросов связана с работой с презентационными материалами. Это отдельная тема. Подготовка к хорошей презентации по западным стандартам занимает до 90 часов. Мне сложно представить высокопоставленного менеджера в России, , который бы это время на подготовку потратил. Это большая проблема, зона развития для многих и многих людей.

Как и когда Вы пришли к тому, чтобы заниматься вопросом коммуникаций?

Так сложилось – я не задумывался об этом отдельно, просто работал. Еще в университете я начал журналистом, затем ушел в политический консалтинг, занимался выборными технологиями. Затем 10 лет работал в области бизнес-пиара, на самых разных позициях – от управляющего проектами до генерального директора и консультанта ВИП клиентов.

Какие у Вас планы на ближайшие 10 лет?

Нет предела совершенству, есть над чем работать и в отношении содержания программ, и в отношении тематики. Хочется развивать тренинги по переговорам, усложнять бизнес-симуляции, делать все технологичнее, чтобы люди смогли почувствовать все разнообразие коммуникационных ситуаций, в которых они могут оказаться. Вместе с клиентами достигать результатов и, конечно, получать удовольствие от работы. Это, наверное, главное.

Спасибо огромное, Олег.

Беседовала Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP