FORGOT YOUR DETAILS?

Профессор Лю Чжи-цян: «Я учу нарушать как можно больше правил»

by / Friday, 03 February 2012 / Published in Интервью

Профессор Лю Чжи-цян преподает технологии и искусство в Школе Креативных Медиа, открытой в Городском Университете Гонконга. О том, чему и как учат в Школе Креативных Медиа, а также о современных направлениях исследований в сфере медиакультуры профессор Лю рассказал в интервью главному редактору портала Как сделать презентацию Вере Ковалевой.

В чем состоят главные задачи Школы Креативных Медиа и кого в ней обучают?

Наша школа была основана в 1998 году и изначально своей миссией видела подготовку профессиональных сочинителей историй с помощью новых технологий. Профессионалы, работающие в сфере медиакультуры, должны использовать новые инструменты, как, например, художники используют кисти и знают, как смешивать цвета. Теперь у нас есть не только кисти, а еще и компьютеры, и разные программы. Ключевая цель школы – создание и разработка контента. Я стал здесь преподавать, чтобы мои ученики были подкованы в области технологий. На мой взгляд, профессионалы, занимающиеся цифровыми мультимедиа должны одинаково хорошо разбираться и в искусстве, и в технологиях, потому что инструменты становятся все сложнее.

Что касается трудоустройства, 80% наших выпускников могут найти работу в областях, имеющих отношение к производству медиаконтента, например в студиях, выпускающих фильмы. Некоторые продолжают учебу в университетах, другие студенты основывают свои компании.

Какие методы обучения вы используете в Школе Креативных Медиа?

В нашей Школе процесс обучения состоит из двух частей: лекции и семинары. Во время семинаров преподаватель дает ученикам пример, а они пробуют сделать что-то подобное. Преподаватели проверяют их, помогают, например, в компьютерной анимации. Также у нас есть курсы по написанию сценариев. На этих курсах преподаватели обсуждают различные стили, то, как нужно писать сценарии для фильмов. Одна из главных проблем при написании сценария заключается в том, что ученики пытаются написать слишком много, а ведь в фильмах фразы в диалогах обычно короткие.

Прослушав лекции, ученики пишут свои сценарии, а учителя затем их читают и обсуждают лично. Также у нас есть курс по документальным фильмам. В дополнение к занятиям в классе ученикам нужно снять документальный фильм в разных жанрах, используя HD камеры, которые мы им выдаем в центре по производству фильмов. Затем их фильмы показывают в классе и обсуждают специально приглашенные эксперты.

Какие сейчас существуют новые направления в медиа-исследованиях?

Медиа-технологии – это очень важная область исследований. Компьютеры становятся все быстрее. Например, iPhone не уступит компьютеру, он мощнее, чем были несколько лет назад компьютеры. Ноутбуки тоже стали очень мощными. С супербыстрыми коммуникационными сетями сейчас стало возможно проводить исследования, которые могут служить на пользу человечеству. Например, с помощью мобильного телефона можно создать технологии для другой, виртуальной реальности, ведь сейчас все мобильные имеют встроенные камеры.

Теперь обычная камера в телефоне может связывать ваши жесты и движения с анимацией, и вы можете увидеть на экране себя в образе другого персонажа. И это всего лишь один пример из бесчисленного количества приложений. Компания Microsoft разработала новый вид камеры, у Kinect теперь три маленькие камеры. С помощью Kinect было создано множество интересных приложений. Но я считаю, что Kinect зря так усложнили.

Когда вы преподаете искусство и технологии, что в этих лекциях главное? Какую главную мысль вы хотите донести до учеников?

Я учу их думать за себя, быть независимыми, критичными. Но иногда думать творчески и независимо не так-то легко для наших учеников. Например, одна студентка показала мне свое портфолио, но оно было сделано слишком уж по правилам, и поэтому выглядело не очень интересным. Я всегда говорю ученикам, что после того, как вы узнали, как надо делать по правилам, имеет смысл попытаться нарушить как можно больше правил. На самом деле любой творческий человек все время нарушает правила, и это позволяет ему создать свой неповторимый стиль.

На занятиях я обсуждаю много разных историй, чтобы показать, как нужно смотреть на все со своей точки зрения, как нужно быть независимым и мыслить критично. Я советую своим ученикам читать больше книг и не принимать на веру все, что я им говорю, а иметь свои идеи. На семинарах по этому предмету ученики делают три групповые презентации и пишут эссе на свободно выбранную тему, которые я оцениваю по критериям оригинальности и критичности.

Могли бы вы рассказать историю успеха ваших выдающихся учеников, которые нарушали правила и преуспели в учебе?

Один из моих учеников, кандидат наук, в 32 года стал самым молодым китайским ученым, который получил награду Outstanding Professor два года назад.

Вы сказали, что любите вдохновлять людей на творчество. Вы можете назвать самый удивительный поступок в вашей жизни?

Я не думаю, что я какой-то особенный, скорее мне просто везет. Стоит заметить, что я принадлежу к потерянному поколению из-за ужасной китайской культурной революции, во время которой мы потеряли 10 лет школьного обучения. Так что я благодарен за то, что у меня была возможность продолжить учебу и наверстать упущенное.

Если ученик хочет стать хорошим преподавателем, профессором, что ему нужно делать, чтобы преуспеть в этом?

Преподавание может быть разным. Есть преподавание, есть исследовательская деятельность. Есть научно-педагогическая деятельность. В дополнение к преподавательской деятельности нужно еще проводить исследования. В Гонконге требования к исследовательской деятельности очень высокие. Необходимо регулярно публиковаться в международных журналах. Или представлять свою работу на выставках, на фестивалях кино. Если хорошо делаешь все это, то ты – профессионал.

Что необходимо, чтобы получить здесь образование?

Степень кандидата наук зависит от квоты. Кандидаты будут спонсироваться из средств, выделяемых правительством на гранты, а также получать ежемесячно 1200 гонконгских долларов. Минимальное требование – средний академический балл не ниже 3.5.

Что такое средний академический балл?

Это система оценок. Уровень 3.5 – это около 80%. Это довольно неплохой показатель. Также необходимо получить наставника. Если у вас степень магистра, университет спонсирует вас 3 года по программе кандидата наук. Если у вас нет степени магистра, а только бакалавра, то учиться придется 4 года.

Вы когда-нибудь работали с русскими?

Я очень люблю Россию, хотя я там еще ни разу не был. Я читал в переводе Толстого, Пушкина, Достоевского и Тургенева, изучал русский язык в старших классах. В этом году я был председателем конференции специальной группы по компьютерной графике в Азии. Это одна из самых известных конференций и выставок в мире, на нее съезжаются более 8000 участников со всего света, но не было ни одного представителя от России, только одна девушка-волонтер, которая помогала нам на конференции. При этом Россия – страна, которая очень много сделала для современной науки и технологий всего мира, но на тех международных конференциях, на которых я бывал, я еще не встречал ни одного русского исследователя.

Как вы понимаете термин «креативный»?

Креативность сложно определить, но обычно ее можно почувствовать, посмотрев на то, что человек делает и что говорит. Я думаю, что люди образованные и целеустремленные всегда покажут высокий уровень креативности. Но люди по-разному смотрят на вещи. Мы должны понимать, что важно еще образование и среда.

Один из лучших примеров на этот счет – Эдвард Вестон и Бретт Вестон, двое очень известных американских фотографов. Эдвард Вестон – отец Бретта. Многие скажут, что Бретту просто на роду написано было стать творческой личностью, и я в некоторой степени с этим согласен. Но я считаю, что Бретту также повезло находиться в творческой обстановке, ведь он с малых лет был погружен в среду замечательных фотографий отца, его творческих друзей. Очевидно, что у него появилось стремление к искусству. Поэтому среда и воспитание очень важны для детей.

Беседовала: Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию

СПРАВКА

Доктор Лю имеет степень кандидата наук по электротехнике в Университете Альберты, Канада, степень магистра в области аэрокосмической инженерии Института по изучению аэрокосмических наук Университета Торонто, степень бакалавра по автоматическому управлению летающими объектами из Северо-Западного политехнического университета, г. Сиань, Китай.

Доктор Лю работал в академической сфере и в промышленности. Преподавал в университете в Канаде, в Университете Мельбурна и в Городском университете Гонконга, Китай. С момента прихода в Школу Креативных Медиа, он начал ряд научно-исследовательских проектов по медиа / графическим системам, которые предлагают создателям контента и пользователям новые интеллектуальные активные платформы.

ШКОЛА КРЕАТИВНЫХ МЕДИА В ГОНКОНГЕ


TOP