FORGOT YOUR DETAILS?

Реми Леклер: «Если бы вдруг не стало Бога, в обществе потребления его место могли бы занять дизайнеры».

by / Wednesday, 09 May 2012 / Published in Интервью

Реми Леклер: «Если бы вдруг не стало Бога, в обществе потребления его место могли бы занять дизайнеры».

Реми Леклер работает в Школе Дизайна Политехнического Университета Гонконга и возглавляет там Лабораторию Игрушек. О роли дизайна в создании инноваций и развитии общества, об образовании творческих кадров, о мышлении и видении дизайнеров, а также о миссии дизайна игрушек Реми Леклер рассказал в интервью главному редактору портала Как сделать презентацию Вере Ковалевой, а также провел экскурсию по Школе Дизайна (фотоотчет см. ниже). Благодарим Реми за удивительное по своей силе, глубокое и комплексное интервью.

Расскажите об инновационном дизайне и современном обучении ему.

Очевидно, что как дизайнер, так и преподаватель или исследователь дизайна, должен шагать в ногу со временем. Если только признать, что инновации всегда во благо, то мы уже творим добро!

А если серьезно, то сейчас в учебных заведениях мы наблюдаем инновационное обучение дизайну в основном как борьбу с консервативными идеями. Действительно, академические институты являются одними из самых консервативных организаций в обществе по многим причинам, но главным образом потому, что они осуществляют крупные операции, поддержанные множеством человек с различными интересами, которые должны работать вместе, следовательно, все решения тщательно обсуждаются, а значит, принимаются очень медленно.

Область дизайна очень обширна. Поскольку мы предлагаем новые способы проектирования, то методы, которые мы используем в преподавании, должны быть инновационными и разнообразными.

Как вы оцениваете потенциальных студентов Школы Дизайна? Какими навыками, знаниями или мировоззрением они должны обладать?

Это сложный и спорный вопрос. Мы смотрим на очень многие вещи. Очевидно, что приобретение навыков дизайна – это ближайшая перспектива, потому что главной в дизайне является практика, которую студенты и будут получать в рамках изучения дисциплины. Важно учитывать, что дизайн находится в центре современной культуры и общества, а, значит, студенты дизайнеры должны здраво оценить социальные, культурные, экономические и политические контексты, в которых они будут производить и продавать свой труд.

Следовательно, в дополнение к практике необходимо иметь критическое и аналитическое мышление, навык контекстной оценки и рефлексивное мышление, поскольку дизайнеры выходят за рамки науки, касающейся «правды», и гуманитарных наук, касающихся «правосудия», чтобы предложить решения, соответствующие происходящим в обществе изменениям.

Какую роль вы отводите лекциям в процессе обучения?

Я понимаю, что лекции рассматриваются как классический метод обучения. Однако, я настаиваю на целесообразности лекций: «фишка» в том, что, по крайней мере, когда вы даете новые знания в повествовательном формате (лекции должны быть не только информативными, но и в какой-то мере развлекательными, поскольку требуется поддержание интереса аудитории в течение длительного периода времени), то студенты вдохновляются на выход за пределы своих возможностей.

И привлеченные студенты должны глубоко обогащать свои знания и вне выбранной ими дисциплины в качестве фундаментального образования, особенно в дизайне, потому что многие студенты не осознают, насколько дизайн находится в центре многих аспектов повседневной жизни. В обществе потребления дизайнеры вообще находятся в центре всего. Приглядываясь к обществу и к тому, какие продукты производят наиболее эмоциональное воздействие, какие бренды влияют на общество посредством СМИ, можно даже утверждать, что культура потребления заменила религию. Если бы вдруг не стало Бога, в обществе потребления его место могли бы занять дизайнеры!

Расскажите о развитии дизайнерами своего потенциала.

Высокое знание одной области облегчает понимание структуры в других областях. Благодаря своей осведомленности в различных областях знаний, дизайнеры могут понять особенности других сфер. Есть множество способов, чтобы сделать это. Очевидно, что дизайнеры должны научиться рисовать, понимать технологию построения и создания вещей. Но в то же время, они являются лишь отправной точкой: слишком многие студенты просто останавливаются на этих навыках, не понимая широкой контекстуальной значимости своей профессии в обществе.

А что у дизайнеров с критическим интеллектом?

Мы в первую очередь должны научить студентов мыслить критически и аналитически. Очень трудно объяснить молодым дизайнерам тот факт, что они должны провести контекстное исследование, чтобы определить значимость их проекта для общества: они должны понимать, насколько сильно дизайн связан с другими аспектами современной культуры. Они должны выходить из торговых центров, критически анализируя индустрию их работы, подвергать сомнению предвзятые мнения; ставить себя в положение, соответствующее действительности.

Дизайнер – это, символически, творец мира?

Дизайн играет центральную роль в понимании общества. Когда некоторое время назад я обратился с мотивационным письмом в аспирантуру в Париже, я писал, что дизайн, особенно дизайнерский продукт, является отправной точкой, из которой можно наблюдать современное общество. Будучи в этом положении, важно понимать, что твое влияние простирается на социальные науки, технику, научные методы, эстетику, промышленность, торговлю, экономику, искусство, в связи с чем мы должны постоянно окружать себя людьми, которые умнее нас, я имею в виду специалистов в различных областях, которые будут привлечены к изучению и реализации проекта. Таким образом, мы – культурные универсалы и должны быть в состоянии говорить и работать со специалистами, такими как инженеры, ученые, академики, производители, маркетологи или пользователи, все категории заинтересованных лиц.

Как вы пришли к дизайну игрушек?

В контексте сказанного выше дизайн игрушек – еще более интересная дисциплина в рамках дизайна, поскольку она позволяет проявить себя многогранно: «Игрушечная промышленность включает в себя фантазии и капризы – это лучшее сочетание ремесел», – когда-то сказал французский летописец Лео Клэрети. Дизайнерам игрушек приходится иметь дело с большим списком ограничений – например, требования к уровню безопасности и плотное соблюдение сезонных сроков.

В каких индустриях востребованы дизайнеры, создающие игрушки?

Дизайнеры игрушек будут привлечены к работе над многими аспектами дизайна в потребительской индустрии в целом. Им будет предложено разработать уменьшенные копии всех видов потребительских товаров. Самолеты, поезда, автомобили, инструменты, домашняя техника и приборы – будут спроектированы миниатюрные версии повседневных потребительских товаров, чтобы подготовить детей к взрослому миру.

Кроме того, и это более полезно, дизайнеры игрушек (специализирующиеся на игрушечном дизайне) также разрабатывают инструменты для игр, будь то физическая, психологическая, социальная или эмоциональная игра.

Шарль Бодлер пояснил, что «игрушка – первый шаг к искусству». Мы должны добавить, что это также первый шаг к науке, обществу и культуре. В процессе создания таких инструментов дизайнеры игрушек получают возможность манипулировать множеством материалов, процессов и визуальных кодов. Проектируя игры, каждый получает возможность играть с рядом технологических новшеств. Игрушечные проектировщики известны в своей области как «изобретатели». Таким образом, каждый узнает много интересного.

Расскажите о Вашей преподавательской деятельности.

Дизайн игрушек – большое поле, на мой взгляд, здесь проще простого продемонстрировать значимость игры в культуре. Это то, что я применяю в разных формах обучения в Школе дизайна. Например, я отвечаю за новый курс о дизайне для 4-летнего учебного плана «Семинар для новичков». Это вводный предмет общего требования университета.

Как связаны дизайн и игра?

В Школе дизайна есть мой курс о взглядах на дизайн, в центр которого я поместил игру. Фактически довольно легко продемонстрировать значимость игры для дизайна. В XX веке множество людей написали книги об игре и ее значимости для культуры, образования, развития творческого потенциала и социального развития человека. Анализ этих категорий (игра воображения, игра повествования, творческая игра, познавательная игра и т.д.) позволяет довольно легко выявить связь между игрой и дизайном.

И если посмотреть на те или иные модели игры, то Вы заметите множество сходства между тем, что делают игроки и тем, что делают дизайнеры. Очевидно, в игре меньшая необходимость сформулировать и формализовать результат. Она может быть бесцельной и даже должна быть таковой. Фактически свободная и бесцельная игра очень важна для дизайнеров, поскольку это способствует творческой «беседе», которая полезна тем, что дизайнеры развивают творческий потенциал и несут ответственность за свое творчество.

Это не значит, что игра в процессе разработки используется, чтобы оправдать глупость. В самом деле, дизайнеры несут ответственность перед множеством участников проекта, от клиентов до производителей, маркетологов и, самое главное, пользователей.

Как игра помогает взрослым людям?

Игра помогает работать. Игра обогащает процесс разработки, качество дизайна возрастает при уменьшении контроля. Инновации, по определению, спонтанны, а игра способствует тем условиям, в которых процветает соответствующее новаторство и прикладной творческий потенциал. Это именно то, что меня интересует как педагога, дизайнера и как исследователя игры, дизайна и образования: в дизайне процесс так же важен, как результат. И это то, что отличает дизайнеров от маркетологов и техников.

Каким образом должно строиться взаимодействие дизайнеров и инженеров?

Понимание процесса очень важно для дизайнеров, поскольку это дополняет работу инженеров, которые управляют процессами. В этом нет ничего плохого – это их работа. Инженеры-механики, инженеры-электронщики, программисты, технологи должны убедиться, что вещи будут положены на место и в правильной последовательности, чтобы создать то, что действительно будет полезным, не так ли? Это дизайнерская практика в пределах контекста промышленности. Но поскольку игра – это центральная категория в процессе разработки, важно не влюбиться в этот процесс ради процесса. Дизайн – это некая неопределенность, которая должна рассматриваться в структурированном виде. Поэтому важно тесное сотрудничество дизайнеров с инженерами.

А где в этой цепочке маркетологи?

Маркетинг – это другой элемент в разработке и управлении новыми проектами. В то время как инженер фокусируется на процессе управления, маркетинг направлен на коммерческие последствия. Мы знаем, что этот процесс очень трудно контролировать, поэтому существуют ограничения для планирования: ведь как предсказать инновации? Это то, что помещает маркетинг и инженерию с одной стороны, а дизайн – с другой. Это не должно быть обязательно именно так, но своих студентов я учу именно так.

Перефразирую Джона Дьюи: «хорошо спланированный проект – это еще полпроекта». В дизайне принятие этого является не только фундаментальным, но и благотворным. Планируйте как можно больше, но как только Вы спланируете, планы изменятся. Они обязательно изменятся, потому что все вокруг вас меняется.

Спасибо Вам большое, Реми!

Беседовала: Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию

Ниже см. фотоотчет из Школы Дизайна Политехнического Университета Гонконга.

СПРАВКА

Реми Леклер закончил колледж дизайна в Париже (MDes Les Ateliers / ENSCI), имеет степень бакалавра в области искусств и иностранных языков, полученную в Академии Версаля, Франция. Реми руководит Школой лаборатории дизайна «PolyPlay» и является членом Международной ассоциации по изучению детских игрушек. Он также является директором PolyU’s Management и программы Исполнительного исследовательского центра дизайна детских игрушек.

Лаборатория активно делится знаниями, полученными с помощью экспериментальных научно-исследовательских проектов креативного дизайна игровой продукции, со специалистами и игроками в сфере образования, производства и профессиональных отраслях. Игрушки, средства для образования, развлечений и проведения досуга, разработанные школой студенческих разработок под руководством лаборатории, вышли на рынок и получили награды в местных и международных конкурсах дизайна.

ФОТООТЧЕТ. ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОНКОНГА

Политехнический Университет Гонконга | PolyU

Школа Дизайна | PolyU

ЛАБОРАТОРИЯ ИГРУШЕК РЕМИ ЛЕКЛЕРА, ШКОЛА ДИЗАЙНА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОНКОНГА

Лаборатория игрушек Реми Леклера, Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Лаборатория игрушек Реми Леклера, Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Лаборатория игрушек Реми Леклера, Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Лаборатория игрушек Реми Леклера, Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

ШКОЛА ДИЗАЙНА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОНКОНГА

Реми Леклер, Школа Дизайна

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

МАСТЕРСКИЕ. ШКОЛА ДИЗАЙНА ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ГОНКОНГА.

Мастерские. Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Мастерские. Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Мастерские. Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Мастерские. Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Мастерские. Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Мастерские. Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Мастерские. Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Школа Дизайна Политехнического Университета Гонконга

Фоторепортаж: Вера Ковалева, портал Как сделать презентацию


TOP