FORGOT YOUR DETAILS?

Дизайн-мышление как технология создания новой реальности

by / Wednesday, 03 December 2014 / Published in Книги

Публикуем рецензию главного редактора портала Как сделать презентацию Веры Ковалевой, написанную для издательства “Манн, Иванов, Фербер” о книге “Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров” и опубликованную на сайте издательства.

Книга Жанны Лидтки и Тима Огилви «Думай как дизайнер. Дизайн-мышление для менеджеров» – одна из первых русскоязычных книг по дизайн-мышлению. Эта дисциплина учит тому, как с помощью простых шагов исследовать увлекательный мир пользовательского опыта, найти там доселе невысказанные пожелания, неосозанные желания и вопросы своих клиентов и дать на них лучшие ответы. Такой ответ – продукт, отвечающий на самые актуальные запросы пользователей и делающий их жизнь лучше.

Традиционные маркетинговые инструменты – фокус-группы, опросы, исследование тех или иных соцдем категорий – изучают реакцию потребителей на продукт в отрыве от контекста их жизни. Дизайн-мыслители же исследуют существующий пользовательский опыт и тестируют прототипы будущих продуктов в реальной среде обитания пользователей. Казалось бы, различие в подходах относительно небольшое. На самом же деле удивительный феномен состоит в том, что даже те дизайн-мыслители, которые ежедневно изучают пользовательский опыт из года в год, всегда узнают что-то не только новое, но и неожиданное от потребителей, вступивших во взаимодействие с продуктом. Последний может быть чем угодно: программным обеспечением, булочкой, автобусной остановкой или аэропортом.

Мы в своей практике также тестировали презентации на реальных пользователях, этим же занимались и наши студенты. Как всегда, результаты были шокирующие. Ни одна книга не поведала нашим студентам столько информации о презентациях, сколько проведение дизайн-мыслительского эксперимента на реальных людях, которых попросили посмотреть слайды презентации.

Дизайн-мышление как дисциплина задействует сразу два противоположных подхода. С одной стороны – аналитический инструментарий исследователей, с другой – творческий подход дизайнеров, обитающих в среде неопределенности как рыба в воде. Почему неопределенности? Потому что мы никогда – важно! никогда! – не знаем заранее, как пользователь будет взаимодействовать с продуктом или услугой. Об этом мы писали выше. Правда в том, что человеческое поведение не может быть спрогнозировано во многих и многих своих нюансах.

Здесь мы сталкиваемся с диалектическим противоречием двух подходов: системого, к которому относится регулярный менеджмент и любые алгоритмы, и хаотического, где правит бал неопределенность и безграничное море вариантов реальности. К какому полюсу относится жизнь? С одной стороны, время линейно, есть прошло и будущее, а также некие неизбежные события. С другой же – каждый человек живет в дискретной среде обитания, где множество внешних факторов ежесекундно меняются. Мы не знаем будущего. Мы не знаем, как поведут себя другие люди. Мы не знаем, какие обстоятельства возникнут. Это – неопределенность.

Дизайн-мышление как подход исследует хотя бы небольшую часть реакций пользователя на продукт при их реальном взаимодействии, что приближает дизайн-мыслителей к истине ближе, чем сугубо умозрительные гипотезы. Основа дизайн-мышления – это эксперимент, то самое реальное взаимодействие пользователя с продуктом. Это значит, что дизайн-мыслители много эскпериментируют, откуда неизбежно – много ошибаются, вновь и вновь экспериментируют и в итоге создают нечто, максимально близкое к самым заветным мечтам и невысказанным чаяниям пользователей.

Таким образом, дизайн-мышление намного более близко к природе и истинной динамике жизни во всем ее многообразии, чем более искусственные дисциплины, имеющие целью уложить весь калейдоскоп явлений в мире в те или иные искусственные рамки. За казалось бы простой идеей тестировать будущие продукты на людях лежит глубокая духовная истина: обратиться лицом к Человеку и создать для него условия, в которых он станет сотворцом продукта.

Суть дизайн-мышления – в создании лучшего будущего. Некоторые продукты или услуги – слишком технологичные, искусственные, бездушные, неудобные, скучные, обычные. Другие же – чрезвычайно удобные, вдохновляющие, красивые и ясные. Чтобы создать скучный продукт, надо делать как обычно, а потом придумать массу оправданий в его защиту. Чтобы явить миру вдохновляющий продукт, нужно отбросить все сомнения и искусственные рамки и пуститься в увлекательное путешествие по голубым океанам неизвестности.

Пошаговая инструкция для такого путешествия изложена в книге «Думай как дизайнер».

Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP