FORGOT YOUR DETAILS?

Скетчноутинг или визуальные заметки как способ подачи данных

Публикуем рецензию главного редактора портала Как сделать презентацию Веры Ковалевой, написанную для издательства “Манн, Иванов, Фербер” о книге “Визуальные заметки” и опубликованную на сайте издательства.

Книга Майка Роуди «Визуальные заметки» – блестящее руководство по скетчноутингу. Скетчи – это рисунки, ноутинг – это заметки на бумаге, обычно в блокноте. Скетчноутинг соединяет в себе два типа подачи данных – визуализацию (рисунки) и язык. В результате задействуется сразу два канала восприятия данных, что, по данным книги, примерно на 30% увеличивает шансы автора и читателя таких заметок запомнить информацию.

На первый взгляд кажется, что в идее совмещать рисунки и слова нет ничего нового. Действительно, кто из нас в школе и институте не рисовал на полях и не делал наброски рисунков по теме лекции. Однако надо признать, что скетчи плюс слова как отдельное и самодостаточное искусство не вошли ни в культуру, ни в деловую среду ввиду своей кажущейся детскости и несерьезности. Скетчноутинг и в самом деле не выглядят угрожающе, как серьезные текстовые документы, или впечатляюще, как профессиональная реклама с сильной визуальной составляющей. Скетчи со словами просты, понятны, легки для чтения и запоминания.

В случае со скетчноутингом мы опять сталкиваемся с хорошо известным феноменом: что-то слишком простое и понятное часто не уважают, не ценят и не считают достойным внимания. Сегодня многие люди все еще следуют давней традиции: чем непонятнее, тем лучше. Видимо, малопонятные тексты или перегруженные информацией слайды презентации кажутся аудитории более важными и интеллектуальными, чем «простые» и понятные. Полагаю, многие считают так: «если слайд нашпигован тоннами информации, значит, автор умный». На самом деле ровно наоборот: если автор не в состоянии донести свою мысль ясно, значит он сам пока не разобрался в том, что именно он говорит или представляет в виде текста или слайдов. Понятность – это главный критерий как текста, так и презентации.

Скетчноутинг позволяет создавать в ограниченном пространстве – маленьком блокноте – заметки с иллюстрациями по существу. Например, когда зритель слушает выступление, он может по его ходу делать заметки в виде скетчей и слов. Такие заметки будут лаконичны, ясны и будут хорошо запоминаться. Это намного более эффективно, чем писать вслед за спикером бесконечный текст. Скетноутинг прививает человеку привычку моментально выделять суть из речи или текста и фиксировать на бумаге основные, самые главные мысли.

Книга «Визуальные коммуникации» написана на языке скетноутинга, благодаря чему читается чрезвычайно легко и, более того, вызывает желание дочитать до конца. Форма подачи материала в виде скетноутинга – необычна, но эффектна. Интересное визуальное решение заставляет с интересом знакомиться с книгой и выполняет, помимо прочих, развлекательную функцию. А многие люди очень любят развлекаться, любят юмор и что-то необычное.

Как приступить к скетноутингу? Легко! Даже если вы никогда в жизни ничего не рисовали, все равно вы сможете делать иллюстрации на бумаге. Сначала надо нарисовать пять простых фигур, из которых вы создадите любые другие фигуры: квадрат, круг, треугольник, линия и точка. Нарисуйте эти фигуры. Получилось? Отлично! А теперь можно скомбинировать из них фигуры чуть посложнее.

Когда я обучаю слушателей созданию презентаций, то всегда рекомендую им оформлять слайд с чистого листа и вручную рисовать фигуры, которые требуются. Принцип тот же: практически что угодно можно нарисовать при помощи простых базовых фигур. Так авторы презентации получают полную свободу действий и могут создавать слайды значительно лучше, чем делали это раньше.

Книгу «Визуальные заметки» можно смело рекомендовать всем, кто хочет повысить качество как своих заметок, так и слайдов. Скетчноутинг – это прямой путь к интересным и понятным слайдам презентации. Главное – научиться формулировать суть вопроса, лаконично ее излагать и иллюстрировать при помощи точно подобранной картинки, которая имеет все шансы стать полноценной визуальной метафорой.

Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP