FORGOT YOUR DETAILS?

Стратегия голубого океана как путь к созданию новых рынков

Публикуем рецензию главного редактора портала Как сделать презентацию Веры Ковалевой, написанную для издательства “Манн, Иванов, Фербер” о книге “Стратегия голубого океана” и опубликованную на сайте издательства.

Книга В. Чана Кима и Рене Моборна «Стратегия голубого океана» посвящена захватывающей идее – созданию новых рынков, свободных от конкуренции. Суть идеи в том, чтобы мыслить не так, как все, и открывать такие рыночные возможности, которые другие не смогли рассмотреть. Новые отрасли подчас лежат на поверхности, и, чтобы вдохнуть в них жизнь, требуется пересмотреть существующий бизнес: осознать ценности продукта или услуги, которые важны для всех конкурентов в отрасли; понять, что именно ценят покупатели и чего им не хватает; а затем упразднить лишние факторы, снизить другие, повысить третьи и, наконец, создать новые факторы, полезные для клиентов. В итоге мы получаем так называемую инновацию ценности, без которой голубой океан существовать не может.

Есть много возможностей для создания голубых океанов. Главное – выйти за привычные рамки, в которых мыслят 99% участников той или иной отрасли. Сегодня корпоративные и отраслевые стандарты – это страшный зверь, мешающий людям выходить за общепринятые практики. Чтобы ввести в привычный ход вещей какую-то новую практику или парадигму, нужно быть либо предпринимателем и владельцем бизнеса, либо очень неравнодушным топ-менеджером, либо просто бунтарем и экспериментатором. Великие компании подчас сознательно создают голубые океаны, но таких компаний мало.

В книге описан простой и понятный алгоритм создания голубых океанов. Добавим, что в основе их рождения лежит фундаментальный закон: можно создавать реальность, вообще не принимая в расчет существующий ход вещей.

Есть две парадигмы создания и развития бизнеса. Классическая парадигма – от частного к общему. В бизнес-школах учат, как открывать и развивать бизнес по кирпичикам: написать бизнес-план, просчитать сроки окупаемости, подобрать персонал, выстроить продажи и т.д. и т.д. И за этой цепочкой следует другая в виде бесконечных правил и «лучших практик» – таких, как у всех. В итоге предприниматель и руководители оказываются в паутине правил, созданных кем-то другим, отраслевых стандартов, разработанных не ими, и идей, принадлежащих кому-то другому.

А еще в рамках этой парадигмы у потенциальных предпринимателей есть сомнения. Это когда человек рассказывает о причинах, которые мешают ему открыть бизнес. Классические причины звучат так: нет денег, нет подходящего партнера, одному сложно, нет бизнес-идеи, не та страна, везде коррупция и высокие налоги, нет покровителя, в отрасли Х все занято и так дальше.

Вторая парадигма – от общего к частному. Эта парадигма прямо противоположна первой и предполагает создание реальности буквально на пустом месте. В этом случае от человека идет огромный созидательный импульс и он создает ту реальность, которая ему нужна – свое дело, свой бизнес и свой голубой океан. При этом не берутся в расчет негативные прогнозы, пессимистичные заунывные причитания о том, что мешает создать бизнес, и правила, которые никогда не будут выполнены. При создании новой реальности это просто не учитывается. Проблем нет, так как их не видно и просто не существует.

Этот второй подход есть основа создания голубого океана. Можно сколько угодно анализировать разные рыночные факторы и следовать изложенной в книге технологии, пытаясь создать голубой океан. Однако если человек не обладает смелостью создать что-то новое, если он цепляется за придуманные кем-то правила, если он боится кого-то или чего-то, если он не готов наплевать на всех и просто претворить в жизнь свою волю и свою идею – то голубой океан так и останется красивой сказкой и мечтой о волшебной утопии: создать рынок, свободный от конкуренции, где только ты будешь править бал.

На самом деле голубой океан можно создать без ресурсов и правил – нужно просто верить в свою идею и делать то, что претворит ее в жизнь. Я убеждена: если человек искренне верит и обладает потенциалом создателя, то он всегда сможет создавать ту реальность, которую он хочет видеть.

Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP