FORGOT YOUR DETAILS?

Развитие креативности при помощи спорта

by / Wednesday, 18 January 2012 / Published in Невербалика

Для творческих людей, для тех, кто имеет дело с творческими людьми, и для всех, чья деятельность связана с творчеством, физические упражнения могут послужить инструментом для превращения постоянной неуверенности, страха и волнений, которые всегда сопровождают процесс создания чего-то нового из мук творчества, в нечто менее опасное, и возможно даже, полезное.

На протяжении более тридцати лет Харуки Мураками поражал весь мир своим искусством слова, воплощенным в романах и рассказах. Но его книга «О чем я говорю, когда говорю о беге» (2008) приоткрывает нам дверь в его жизнь и творчество, в то, насколько он одержим бегом, и как бег влияет на процесс создания произведений.

Цитата из интервью Мураками от 2004 года журналу Paris Review поможет нам выявить связь физической активности и создания выдающихся произведений:

Когда я пишу роман, я встаю в четыре утра и работаю по пять-шесть часов. Вечером я бегаю десять километров или проплываю полторы тысячи метров в бассейне (или и то, и другое), потом немного читаю, слушаю музыку. Ложусь спать в девять вечера. Каждый день я придерживаюсь этого расписания. Повторение – вот главный секрет, оно погружает меня в транс. Я погружаюсь в транс, чтобы достичь глубин сознания. Но для того, чтобы придерживаться такого режима на долгое время – до шести месяцев в год, требуется и физическая, и моральная сила. В этом смысле написание романа похоже на тренинг по выживанию. Физическая выносливость так же важна, как и творческая чувствительность.

Мураками следует тем принципам, которые знали многие великие ученые, писатели, мыслители и создатели в Древней Греции, а современные люди позабыли.

Физическая подготовка может либо помочь, либо помешать созданию гениальных произведений. Мы все интуитивно согласны с этим. Но за редким исключением, благодаря тому, что сегодня результат гораздо ценнее процесса и поддержания творческих способностей, внимания к здоровью и физическим активностям почти не уделяется. Это печально. Вы рискуете, выбирая искусство, а не здоровье, вместо того, чтобы выбрать искусство, порождаемое здоровьем. Кроме того, ваш творческий процесс станет тусклым, что приведет к тому, что ваше творчество станет скучнее, неинтереснее.

Как заметил доктор Джон Рэйти в своей конструктивной книге «Импульс: Революционно новые знания об упражнениях и мозгах” (2008), упражнения влияют не только на состояние вашего здоровья и внешность. Они также глубоко влияют на химию, физиологию мозга и нейропластичность (способность мозга в буквальном смысле восстанавливаться). Они влияют не только на вашу способность думать, создавать, решать, но также на настроение, на способность ограничивать неуверенность, страх, даже несмотря на то, что до недавнего времени физические упражнения не признавались как официальный способ лечения от тревоги и депрессии.

В 2004 году Медицинский журнал Новой Англии опубликовал обзор способов лечения синдрома общей тревожности, Который содержал список из тринадцати лекарств, каждое из которых обладает огромным списком побочных эффектов, но физические упражнения упомянуты не были. В ответ на эту статью было опубликовано письмо известных кардиологов Ричарда Милани и Карла Лави, которые написали более семидесяти статей о влиянии упражнений на сердце, одиннадцать из которых были посвящены синдрому тревожности. В письме содержалась критика обзора за опущение физических упражнений, которые, по словам авторов, “ведут к уменьшению симптомов тревожности на более чем 50 процентов. Это доказывает, что физические упражнения являются методом снижения хронической тревожности”.

Рейти приводит факты, выявляющие связь упражнений и сознания, среди них следующие:

•В 2004 Джошуа Броман-Фалкс из Университета Южной Миссисипи провел исследование, которое показало, что студенты, которые занимались ходьбой при 50% от максимальной частоты сердечных сокращений, либо бегом при 60-90% от максимальной частоты сердечных сокращений, уменьшили подверженность тревожности, а также что сильные физические нагрузки помогают лучше. «Только группа с высокой интенсивностью нагрузок показала большую устойчивость к тревожности, и результаты проявились уже после второго эксперимента».

•В 2006 Голландский эксперимент с 19288 близнецами и их семьями показал, что те, кто занимался физическими упражнениями, стали «менее тревожными, угнетенными, нервными, а также более общительными».

• В 1999 финский эксперимент с 3403 людьми показал, что те, кто занимался 2-3 раза в неделю, “стали менее подвержены депрессиям, гневу, стрессу и недоверию”.

Рейти перечисляет несколько доказанных гормональных изменений, которые, вместе в улучшением нейропластичности мозга, доказывают, что физические упражнения влияют на ощущения страха и тревоги, а также на те мозговые процессы, которые ведут к ним.

Ученые доказали, что занятия аэробикой способствуют увеличению префронтальной коры, а также облегчают ее взаимодействие с миндалевидными железами. Это крайне важно для творческих людей, ведь префронтальная кора – это часть головного мозга, которая помогает уменьшить сигналы о страхе и тревоге, идущие из миндалевидной железы. Для творческих людей, для тех, кто имеет дело с творческими людьми, и для всех, чья деятельность связана с творчеством, физические упражнения могут послужить инструментом для превращения постоянной неуверенности, страха и волнений, которые всегда сопровождают процесс создания чего-то нового из мук творчества, в нечто менее опасное, и возможно даже, полезное.

Не стоит, однако, считать, что людям, страдающим от ситуативной или личностной (постоянной) тревожности, стоит избегать помощи профессионалов и заниматься самолечением с помощью одних только упражнений. Люди, страдающие повышенной тревожностью, должны обращаться за помощью к квалифицированным профессионалам по психическому здоровью. Главное – это применять знания, полученные из различных исследований, посвященных терапевтическому влиянию упражнений на тревожность, настроение, страх, а также на небольшую тревожность, которая часто сопровождает муки творчества. Людям, посвящающим себя творчеству, стоит использовать физические упражнения в качестве эликсира, позволяющего преобразить неприятное чувство тревоги из парализующего источника боли во что-то более полезное.

Таким образом, физические упражнения, особенно при высоком уровне нагрузок, являются весьма действенным методом по борьбе со страхом и муками творчества.

Но все же большое количество творческих людей отрицают упражнения как ключ к способности делать то, что они и намереваются – создавать что-то потрясающее для людей. В случае с людьми творчества, мне всегда было интересно: не вызвано ли это отрицание тем культурным разломом, в котором они выросли, где спортсмены занимаются спортом, а творческие люди занимаются творчеством, хакеры – хакерством, и они никогда не пересекаются. Для малоподвижных творческих людей такое историческое разделение на тех, кто занимается спортом, и тех, кто не занимается спортом, накладывает ограничения на то поведение, которое могло бы помочь им в жизни.

В случае с менеджерами таких творческих людей, самое частое оправдание, которое я слышал (да и сам использовал), было: «Я вообще-то тут компанией руковожу, и у меня сроки горят. Некогда мне заниматься». Но горькая правда заключается в том, что если бы мы сумели найти время на физические упражнения, это настолько бы повысило нашу продуктивность и креативность, а также восприятие и настроение, что на наши дела мы бы стали тратить меньше времени, стали бы счастливее и креативнее.

Перевод: Ольга Сафонова, портал “Как сделать презентацию


TOP