FORGOT YOUR DETAILS?

Дизайн как язык коммуникации

Дизайн как язык коммуникации

Предыстория

В XX веке Советский Союз сделал ставку на развитие блока естественно-научных дисциплин и успешно достиг этой цели – наших технарей до сих пор скупают богатые зарубежные государства. Вместе с тем, блок социальных и творческих наук находился в упадке, если не сказать в опале. Если в США уже в начале XX века проводились очень глубокие и качественные исследования в области психологии, то позднее в СССР психология была частично под запретом – во всяком случае, с рядом зарубежных источников наши исследователи знакомились тайком.

Но еще дальше от полюса естественно-научных дисциплин, чем психология, находился дизайн. Он был настолько далеко, что его фактически не было. Художники были, предмет «рисование» был, агитплакаты были, дизайна не было. Хочу ли я озвучить банальную мысль о том, что «дизайн – это круто»? Это очевидный тезис, но в то же время в обычных вузах на разных факультетах отсутствует такой предмет в каком бы то ни было виде. Так, математики изучают языки – русский, английский. Лингвисты изучают математику. Социологи изучают и языки, и математику. А дизайн не изучает никто, кроме дизайнеров. Дизайна – нет. Что мы вообще знаем о дизайне? Меня, кстати, тоже не учили дизайну.

Дизайн как язык коммуникации

Я хочу осмыслить дизайн как еще одну знаковую систему, такую же, как система математических или языковых символов. Очевидно, что в языке дизайна есть свои правила, которые используются в коммуникации посредством дизайна. Мне дизайн представляется как форма альтернативного мышления, языка – и этот язык пронизывает все в странах Европы, США и финансовых столицах Азии.

На этом языке – наряду с языками математики, физики и др. – создаются за рубежом транспортные артерии, города, начинки зданий, предметы в этих зданиях. Каждый фонарный столб, каждый округлый уголок любого бытового предмета, каждая светло-серая линия в учебном пособии, каждая схема метро или товарный чек в ряде стран – разительно отличаются от, казалось бы, тех же по функционалу предметов там, где на языке дизайна не говорят.

Когда в России речь идет о дизайн-услугах для корпораций или госструктур, эти услуги понимают как рисование картинок и логотипов, в лучшем случае – как создание при этом рациональной схемы чего-либо, достижение функционального оптимума. Последнее – хорошо, но и это – не суть дизайна.

Статус дизайна

В начале 2012 года у меня был интересный разговор с Remi Leclere, профессором Школы Дизайна Политехнического университета Гонконга. Сейчас там студенты блестяще осваивают практическую часть по созданию чего угодно на языке дизайна. Но, по словам профессора, он старается развивать их научное мышление и теоретические понимание – чтобы студенты почаще задавали себе вопрос о том, зачем это все, что они делают, для чего и т.д. Это уже концептуальное, философское осмысления языка дизайна как одного из фундаментальных средств коммуникации.

Для России же пока актуален вопрос о статусе дизайна среди наук вообще – хотя бы в его функциональной части, не говоря уже о философской и концептуальной. В настоящее время среди российских математиков, физиков, инженеров, финансистов, политиков научный и философский статус дизайна не является предметом размышления или обсуждения. Не является дизайн как средство коммуникации и предметом интереса руководства большинства факультетов. В итоге математики, лингвисты, физики, экономисты, биологи – изучают что угодно, кроме языка дизайна, хотя бы в его самых общих принципах.

И о дизайне как о «картинках» можно было бы забыть, отдав его на откуп художникам, если бы не одно «но». В ряде государств и городов буквально каждый аспект жизни насквозь пронизан языком дизайна, который делает предметы, здания и города более удобными, приятными, функциональными, красивыми, рациональными и т.д. Так раскрывается его интеллектуальный потенциал.

Интеграция

Дизайн – это система символов из формы, цвета и фактуры, которые образуют еще один язык коммуникации. Законы организации этих символов, по всей видимости, могут оказывать чрезвычайно большое влияние на процессы в социуме, сравнимое с влиянием математических или языковых символов.

И максимальный потенциал этого языка будет выражен при его интеграции с двумя указанными семиотическими системами.

Сейчас художники, математики и лингвисты находятся по разные стороны баррикад, каждый в своем мире. Синтез же их инструментов мышления способен дать что-то новое, отблеском чего является, в частности, комфорт и рациональность внешней среды в ряде стран.

Но чтобы осознанно пользоваться этим инструментарием, хотя бы на функциональном уровне, необходимо пересмотреть вопрос о статусе дизайна среди наук. То есть перевести на русский язык и внедрить на различных факультетах учебные пособия, в которых дизайн описывают не с точки зрения «рисования картинок» как таковых, а с точки зрения еще одного языка коммуникации. В этот язык входит и понимание дизайна как процесса проектирования (to design smth.), и как языка цвета-формы-фактуры.

Чтобы наглядно демонстрировать красоту этого языка, мы сделали на портале рубрику «Дизайн», в которой публикуем, в частности, работы российских дизайнеров.

Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP