FORGOT YOUR DETAILS?

Дизайн-мышление: от технологии к результату

Дизайн-мышление: от технологии к результату

Как указывает Брюс Нуссбаум в своей статье, дизайн-мышление как концепция на практике столкнулось с проблемой помещения креатива в технологический процесс. Тогда-то и выяснилось, что алгоритмизировать мистические процессы инсайта хотя и заманчиво, но весьма непросто.

На мой взгляд, не стоит отказываться от понятия дизайн-мышления, предавая его анафеме как любую другую мимолетную моду или инновационную концепцию – прежде всего потому, что вечные ценности остаются неизменными. И две тысячи лет назад величайшие мыслители соединяли научный подход к изучению мироздания со страстью и верой в возможность создать, найти, открыть что-то новое. Дизайн-мышление как идея технологизации креатива и создания конвейера блестящих идей хороша и по-прежнему обладает потенциалом. Но у нее есть свои подводные камни.

Ноу-хау от науки и креатив как провидение

Вспомним механизм возникновения сначала научного, а затем и творческого знания. Любое научное знание – а бизнес-процессы, структуры и схемы относятся именно к нему – выстраивается на фундаменте и из кирпичиков уже имеющихся сведений. Чтобы сказать новое слово в науке, необходимо привести список источников и произвести анализ предпосылок. При разработке новых технологий, продуктов и концепций компании также опираются на имеющийся опыт, создавая ноу-хау на базе имеющихся фундаментальных знаний и разработок.

Руководители по большей части относятся именно к таким людям – системно мыслящим, конкретным, знающим каждую деталь технологии и все бизнес-процессы организации как сложные алгоритмы. Когда мы предлагаем им любой продукт – хотя бы концепцию дизайн-мышления как инструмента генерирования креативных решений – то неизбежно мы говорим с ними (а они слышат нас) на уровне логики, схем, алгоритмов, причин и следствий. Но что есть креатив?

Теперь вспомним про сущность творческого знания и подлинного креативного процесса, результатом которого являются не просто творческие, но провидческие решения. Я говорю о создании новых концепций, которые ни прямо, ни косвенно не опираются на фундамент имеющихся знаний. Это истинное творчество – создание принципиально новых, беспрецедентных, находящихся на альтернативном уровне понимания концепций.

Как они получаются? Можно было бы сказать, что это следующий шаг после накопления выдающихся знаний – но это не так. Имея огромный опыт и знания, создают «обычные» ноу-хау – перспективные, качественные, но логически закономерные и в определенным смысле неизбежные. Это значит, что разные профессионалы своего дела в разных точках мира пришли бы (и они приходят) к одному и тому же результату. Такие ноу-хау можно условно отнести к креативу низшего порядка.

Подлинный креатив – креатив высшего порядка – не может быть просчитан алгоритмически, предсказан или повторен. Здесь правит бал не огромный опыт и имеющиеся знания, которые относятся к рациональной сфере и наличие которых у профессионала мы предполагаем априори – тут вступает в игру область иррационального. Назовем ли мы это бессознательным, эмпатией, чувствами, даром или интуицией – суть останется неизменной.

Подлинно креативный человек, перед тем как создать принципиально новое решение, аккумулирует в себе знания, чувства, мысли, разнообразный опыт – чтобы однажды они соединились в некой точке предельной концентрации и получился инсайт – нашлось то самое решение.

Дизайн-мышление как технология

Дизайн-мышление – это попытка поместить описанную выше работу души и личности в технологию. Это попытка создать рецепт: если нарисовать столько-то картинок и придумать аналогии, если посмотреть на проблему не с этой, а с другой стороны, если….. – то ты сможешь быть таким же креативным как подлинный творец и генерировать ноу-хау. Но при этом забывают, что если руководитель или менеджер по роду своей деятельности 90% рабочего времени отводит процессам, конкретике, переговорам и рацио во всех его проявлениях, он не сможет быть ни на 100%, ни на 90% таким же эффективным в создании нового, как человек, который живет этим круглосуточно.

Чудес не бывает. Да, рациональность дала нам технологический прогресс и невиданное развитие наук. И мы даже создаем технологии развития креативности и иных ресурсов личности. Но какие учебные заведения готовят художников, креативщиков, творцов, которые способны повторить подвиг А.Гауди? В каких университетах готовят писателей, способных как А.Рэнд 12 лет отдать созданию произведения, которое покорит выдающуюся нацию и станет духовным руководством для многих мыслящих людей во всем мире? Какие технические институты готовят технологов, которые как С.Джобс могут бросать вызов косности и идти на шаг впереди своего времени?

Подлинное провидение – а именно это является креативом в его абсолютном значении – не терпит полумер, компромиссов, стандартных схем и алгоритмически заданных решений. Это всегда прорыв, переход на новый уровень видения, напряжение чувств и опыта, предельная концентрация знания, ведущая к его трансформации. Здесь нужна страсть, одержимость и величайшая решимость служить до конца жизни своим идеям. Такая личность – в науке или искусстве – дает миру безусловно новое, истинное, чистое решение.

Мы не можем получить аналогичный результат, уделяя «креативу» 10% времени, причем не времени вообще, а рабочего. Это не технология, это философия и способ жизни. Если же мы пытаемся сделать что-то похожее на креатив и следуем нужной технологии, то результат будет ровно настолько хорош, насколько мы по случаю посвятили себя этому процессу.

Что же может сделать бизнес, чтобы пожинать столь желанные плоды с древа творческой мысли? Каждый должен заниматься своим делом. Творец – творить, предприниматель – развивать бизнес. Капитализировать личностное провидение можно, но конечный результат всегда будет соответствовать размеру оплаты. Между тем, наиболее выдающиеся произведения человечества являются бесценными – хотя бы в том смысле, что повторить подвиг великих гениев не под силу ни одной производственной или корпоративной структуре.

«Нам не нужна гениальность, нам нужен позитивный для рынка результат, выраженный в росте продаж»? Что ж, с маркетинговыми задачами справятся креативщики от технологии. Но стоит помнить, что уникальные, лучшие в своих отраслях компании не создают прирост прибыли – они создают будущее, принципиально новое и неповторимое. И в этом они следуют философии подлинных творцов.

Перспективы дизайн-мышления

Концепция дизайн-мышления так же хороша, как и другие продуктивные концепции. Ее успех будет зависеть от того, где и как эта концепция находит применение, кто является ее идеологом и преданным последователем, кого она вдохновляет и как много этот кто-то готов уделить ее развитию. На всем протяжении истории развития человечества особенности личности, которые позволяют ей претворять в жизнь свои проекты, остаются неизменными. Это упорный и напряженный труд, преданность своему делу, вера в его идеалы, умение созидать и творить.

Потенциал дизайн-мышления прямо пропорционален способности его идеологов применять к дизайн-мышлению его же инструменты – хотя бы создать «беспрецедентное ноу-хау для бизнеса» в лице самого себя (ДМ). Известна любопытная особенность некоторых PR-структур: выполняя PR-проекты для бизнеса, они утверждают, что сами не нуждаются в пиаре («сарафанное радио наше всё»), тем самым блистательно дискредитируя тот продукт, который предлагают рынку.

Хочется верить, что дизайн-мышление пойдет иным путем и свои инструменты будет оттачивать прежде всего на себе. Это трудный, но честный, справедливый и истинный путь претворения в жизнь своих идей.

Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP