FORGOT YOUR DETAILS?

Эксперимент Софьи Самохваловой из НИЯУ МИФИ: как объяснить что-либо за 1 минуту?

Imprimir

Студентка НИЯУ МИФИ Софья Самохвалова провела интересный эксперимент на детях и взрослых людях с целью ответить на вопрос: “Как объяснить что-либо за 1 минуту?”. Именно так звучала тема эссе для поступления на межвузовский курс презентаций в МГУ весной 2017 года. Ниже – эссе Софьи о проведенном эксперименте.

Есть вопросы, которые нельзя обойти стороной, и один из таких “Как за одну минуту объяснить смысл любого понятия или идеи?”.

Первым в голову мне пришло попробовать объяснить термин “эквивалентность” моей младшей сестре, которой четыре года. Потратив на это три минуты, я поняла, что это хорошая идея, пытаться объяснить понятие маленькому ребенку. Далее я отправилась к своему брату, который также далек от математики, как и моя сестра, и начала ему объяснять идею эволюционного учения Дарвина. В этот раз удалось уложиться в минуту, да и брат уже слышал об этом.

Каждый день в университете я подходила к своим знакомым и просила объяснить мне значение того или иного слова. Это было крайне занимательно: кто-то активно использовал жесты, кто-то использовал картинки из интернета, которые помогают понять суть, кто-то и вовсе рисовал.

Мы не задумываемся о том, как же лучше и оптимальнее всего вводить то или иное понятие, объяснять свои мысли, хотя это могло бы значительно упростить жизнь.

Тем временем людей, которым я объяснила некоторые слова, через несколько дней я попросила объяснить мне их. Заведомо я выбирала те, с  которыми они вряд ли были бы знакомы. В результате, лучше и точнее всех смысл объяснили мне те ребята, которым я  объясняла с помощью следующих техник:

  1. Использование значения словообразующего корня (пример: гидрофобность гидро-вода, фобос-боязнь)
  2. Использование метафор, эпитетов и других средств выразительности
  3. Использование предметов, для наглядности

К сожалению, моя сестра и вовсе не смогла вспомнить что значит слово, которое я  объясняла, поэтому я решила изменить способ подачи информации и в свою очередь это помогло. Дети лучше запоминают информацию во время игры, поэтому понятие “антропогенный” мы изучали путем выкапывания травы из земли, а слово “экосфера” при создании “The Банка” – банки с замкнутой экологической системой.

В результате я пришла к следующим выводам.

Применение следующих методов будет во многом упрощать процесс объяснения:

  • Представление того, что вы объясняете маленькому ребенку, который не знаком со сложными словами или терминами, максимально задействуйте предмет, который вы объясняете (если это что-то материальное).
  • Используйте значения словообразующего корня – так будет проще для понимания взрослым людям.
  • Необходимо применять средства выразительности речи, а также эмоционально окрашивать свою речь.

Софья Самохвалова, студентка НИЯУ МИФИ, 13 кафедра Медицинская физика института ИФИБ, выпускница курса презентаций в МГУ


TOP