FORGOT YOUR DETAILS?

Перспективы развития образования в XXI веке

by / Tuesday, 27 December 2011 / Published in Блог редактора

Ниже приведен текст моей статьи, ранее опубликованной на сайте Метавера.

Традиционное академическое образование

В СССР была сформирована сильная система фундаментального академического образования. Такое образование дает широкие и глубокие знания в различных областях, развивая преимущественно теоретическое, научное мышление. Это формирует, образно говоря, Человека Думающего.

В настоящее время академический подход пришел к лекционному формату при минимальной ответственности преподавателя за результат образовательного процесса. Учащиеся в данном случае занимают интеллектуально и действенно пассивную роль: им предлагается выслушать системный курс по предмету и… все. Преподаватель не берет на себя ответственность за то, что студенты поняли, что запомнили, что они, в конце концов, умеют. С последним – особенная сложность: трудно стать практиком, выслушав теорию.

Проектный подход в Европе и США

Другой полюс демонстрируют образовательные системы в Европе и США: там акцент делается не столько на ширине и глубине знаний и теоретическое мышление, сколько на практический интеллект и умение решать задачи в рамках профессионально области – кейсы. Это формирует Человека Действующего.

Акцент на решении проблемных ситуаций, узкая профессионализация и минимум теоретического фундамента дает практическую смекалку и не развивает глубокое научное мышление. Интересно, что в западной и американской традиции преподаватели также снимают с себя ответственность за результат образовательного процесса: студентам предлагается самим думать, самим читать книги и эмпирически исследовать реальность. Куда каждый из студентов зайдет в таком научном поиске, остается его личной проблемой.

Далее – размышления о различных аспектах деятельности преподавателя, имеющих отношение к обеим описанным выше парадигмам.

Ответственность за результат

Есть расхожая фраза о том, что студенты – люди взрослые и потому учение должно быть на их совести. Если рассматривать проблему качества образования с точки зрения государственного управления, то очевидно, что нельзя отдать в руки юных людей непосильную для них ношу. У молодых людей элементарно не хватит компетенций, жизненного опыта и рефлексии, чтобы сделать со своим мышлением и опытом то, что потенциально возможно. В итоге мы получим то, что получаем обычно: несколько ярких студентов, осваивающих максимум и сверх того, и 97% студентов, не овладевших этим возможным максимумом.

Результат обучения является производной от использования таких высших психических функций, как память, внимание, мышление, воображение. Разный результат обучения является следствием того, что студенты используют эти функции эклектично – как придется, потому что их не учили работать с ними и потому что эти функции не задействованы глубоко и структурно в образовательном процессе (пассивное чтение лекций этого не предусматривает, так же как и решение кейсов).

Роль и задача преподавателя состоит в том, чтобы решить вопрос оптимального использования всех ресурсов студентов для достижения ими высоких результатов.

Профессионал в отрасли vs. профессиональный преподаватель

Современное образование задействует три вида преподавателей: профессиональных педагогов, практиков в своей отрасли и людей, ведущих практическую деятельность и одновременно имеющих педагогическое образование.

Что касается собственно педагогов, то подчас они находятся на неком однажды достигнутом уровне. Когда сформирован курс лекций, педагог зачастую снимает с себя ответственность за его дальнейшее развитие с учетом последних изменений в мире и в профессиональной области. Еще реже педагог работает над задачей повышения эффективности обучения. Тот профессиональный итог, к которому подходят педагоги к 60 годам, все еще оставляет поле для возможного развития.

Практики от бизнеса и науки с точки зрения развития обучающих технологий недалеко ушли от педагогов: они рассказывают о предмете, но видят ли они людей? Смысл образования не в изложении теоретических конструктов и даже не в показе практических действий, а в изменении мышления и резком скачке компетенций слушателей.

Практики – лидеры в своих областях и одновременно управленцы – являются цветом нации, людьми наиболее энергичными, талантливыми, способными к борьбе и достижению целей. Потенциально они могли бы решать задачу подготовки таких же людей, но на практике профессионал своего дела зачастую не делится своими секретами в университетской аудитории, опасаясь вырастить конкурентов. Разумеется, при таком подходе о сознательном выращивании конкурентов не может быть и речи.

Наконец, люди, сочетающие профессиональные компетенции и педагогическое образование. К ним относятся все та же главная проблема: остановка в профессиональном развитии по достижении некого уровня (например, после выработки убедительного курса лекций) и снятие с себя ответственности за качество и результат обучения. Это иллюстрирует известная с советских времен фраза: «преподаватель в вузе ничего не должен – прочитал лекцию и пошел домой».

Ключевые вопросы обучения

Говорить о развитии образования и, следовательно, развитии общества и повышении конкурентоспособности государства на мировой арене целесообразно в рамках открытого диалога о целях, методах, проблемах и особенностях образования.

1. Мера ответственности

Мера ответственности за все, что происходит в образовательном процессе, должна быть полностью на преподавателе и учебном заведении. Отказ от ответственности за процесс приводит к отказу от достижения поставленных целей. Осознавая высокую меру ответственности, преподаватели также должны следовать высочайшим профессиональным и нравственным стандартам. Университетская аудитория не должна становиться ареной борьбы амбиций преподавателя и студентов. Преподавательская деятельность предполагает полный отказ от всяких субъективных амбиций и чувств на время преподавания.

Не являются приемлемыми такие акты, как опоздание преподавателя, его плохое настроение, неуважительные высказывания по отношению к студентам и неконструктивная критика вместо созидательной установки. Пишу об этом потому, что слишком сильна в современном преподавании потребительская установка преподавателя вместо идеи служения и выполнения своих профессиональных обязанностей.

2. Демократичность vs. авторитаризм

Мы снова возвращаемся к вопросу об ответственности. Установление жестких рамок и авторитарного тона не позволят студентам чувствовать себя комфортно, свободно и раскрывать свои способности. В то же время отправление студентов в свободное «образовательное плавание», когда они выполняют задания на свое усмотрение или должны додуматься до неких неочевидных действий, снижает эффективность образовательного процесса.

Жесткая структура должна быть не только в формулировке практического задания, но и в его внутренней логике, в его внутренней проблематике и необходимых для выполнения задания действиях.

Другой важный момент – фокус внимания в ходе формулировки задания. Внимание желательно отвлекать от личных компетенций учащихся и сосредотачивать на задаче. Приведу маленький пример. Если сказать любому студенту: «похвали себя, напиши 20 положительных прилагательных, тебя характеризующих», далеко не все студенты смогут написать 20 таких слов за 10-15 минут – некоторые останавливаются на 5-10 словах. В то же время когда задание звучит так: «у нас есть 100 кружков и всего 10 минут, так, быстро, называем положительные прилагательные» – то уже менее чем за 10 минут студенты называют 100 положительных прилагательных (примечание: 100 прилагательных, чтобы похвалить себя – это очень мало).

Таким образом, незначительное изменение фокуса внимания и корректировка формулировки задания приводит к существенному повышению эффективности. Я привела простейший пример, который необходимо экстраполировать на класс структурно сложных, проблемно насыщенных заданий. Такие задания – с жесткой структурой, предельной проблематикой, требующие личностного участия, работы воображения, активного использования мышления – должны составить основу обучения студентов практическим компетенциям.

3. Гуманизм и требования

В XVIII-XX вв. разными мыслителями высказывалась мысль о том, что человек – совершенное, доброе, талантливое существо и необходимо создать условия для раскрытия сокрытых в нем ресурсов и развития потенциала. Реализованная в различных учебных заведениях, школах и университетах, гуманная парадигма подчас приводила к излишней демократизации, стиранию рамок, потере уважения и, самое главное, к обесцениванию.

Мне известно некоторое количество людей, получивших фундаментальное университетское образование, которых научили мыслить в истинном смысле этого слова, но которые не применяют свои таланты и знания в какой-либо профессиональной отрасли. Известная формула «никто никому ничего не должен» не описывает в полной мере этого феномена. Это пример обесценивания – когда блестящий критический интеллект, взращенный в стенах университета, лишает смысла любое действие в реальном мире и приводит к отказу от активной жизненной позиции. Это не есть хорошо ни для человека, ни для социума, ни для государства.

Это же пример излишней гуманности – когда убирают все границы и требования к личности, человек получает не безграничную свободу, а экзистенциальный вакуум, в котором он не может дышать, не может жить. Если разум не знает границ, ему сложно найти адекватную точку опоры. Холодная интеллектуализация и рождающееся на ее почве обесценивание лишают человека жизненных сил для созидательного развития, жизни на благо близких и страны, лишает личностной реализации и профессионального удовлетворения.

Таким образом, обучать студентов умению мыслить и умению делать – недостаточно. Требуется также давать им структурное мировоззрение с ясными границами, свободно говоря о нравственности в ее традиционном значении. Речь идет не только об умозрительных конструктах, но и о глубинных духовных ориентирах личности – о любви к людям, семье, родине, Богу.

Перспектива

В XXI веке образование должно сочетать в себе системную теорию и сложную практику, ориентацию на ценности созидательного толка и развитие личностных возможностей слушателей. Университеты должны стать поставщиками теоретических и практических знаний, развивать многовариативное системное мышление и подлинную креативность, обучать реализации эффективных жизненных стратегий и работе с самым большим человеческим капиталом – внутренними ресурсами, талантами и потенциалом личности.

Взяв на себя полную меру ответственности за подготовку студентов, сочетая уважение к талантам личности с осознанной программой их развития, исповедуя предельную честность в служении людям, университеты России смогут сделать еще одно чудо, которое свое время продемонстрировали миру США, Япония и Китай.

Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию

 


TOP