FORGOT YOUR DETAILS?

Язык гениальности

by / Wednesday, 08 February 2012 / Published in Блог редактора

Язык гениальности

Недавно на экраны вышел фильм «Опасный метод» – про эпоху рождения психоанализа и взаимоотношения знаменитых психотерапевтов XX века Зигмунда Фрейда и Карла Юнга.

По-прежнему актуален вопрос о том, при помощи каких выразительных средств великие идеи могут быть выражены – в том числе в ходе публичного выступления, презентации.

Хотя фильм снят красиво с точки зрения эстетики и главные роли в нем исполняют талантливые актеры – он, на мой взгляд, не передает и сотой доли того, чем являлся психоанализ. Безотносительно полемики о мере истинности концепций Фрейда, сама феноменология рассматриваемых им явлений находится в области величайших загадок и одновременно открытий человечества.

Та область, которую изучал венский психиатр, его научное мышление, творческий поиск на протяжении десятилетий его практики – все это невероятно сложно передать в ходе двухчасового перформанса, какие бы средства в нем ни использовались.

То же относится и ко многим другим людям, которые создают оригинальные концепции, открывают новые законы, исследуют сложные явления и совершенствуют процессы. Зачастую во главе того или иного направления стоит личность, посвятившая ему жизнь. В ходе выступлений таких людей можно видеть свет их разума, глубину созидания, искренний интерес к избранной ими теме.

Но все это становится видимым зрителю само по себе, естественно и непредсказуемо. Редкий спикер озабочен тем, чтобы, используя различные экспрессивные средства в необычных пропорциях, попытаться с максимальной силой и выразительностью показать зрителям всю мощь и глубину своих идей и всю меру того внутреннего огня, который на протяжении десятилетий заставляет его идти к своей цели.

Да и нужно ли? Часто из соображений сомнения или умеренной рациональности люди используют полумеры, некий нейтральный компромисс. Сказать складно, но не слишком красиво. Показать сопричастность, но не оголенный нерв. Смотреть слушателям в глаза, но не в душу. В принципе, любой стандарт предполагает некое идеальное решение, равновесие между крайностями.

Но всегда можно пойти дальше – просто потому, что там есть еще что-то, и потому что иначе не интересно. Там – за ясной рациональностью, холодным расчетом и нейтральным самовыражением – находится истина в ее абсолютной форме, бездна человеческой личности, кипучий котел ее страстных желаний и рвущихся в мир идей.

Ответ на вопрос о том, как выразить это все, традиционно пыталось дать искусство. Полученный зрителями катарсис предполагал, что мастерство художника позволило им стать сопричастными тому, о чем он говорил на том или ином языке искусства. Но ведь искусству художник (музыкант, драматург и т.д.) посвящал все свое время и свою жизнь.

Возникает вопрос: при помощи каких инструментов тот, кто достиг вершин в своей области, может поделиться с миром всем тем, чем он является и что привело его к пониманию чего-то особенного?

Есть вселяющий оптимизм пример Стива Джобса, подготовка к 1-часовому выступлению которого занимала 90 часов. Это именно тот труд, который необходим спикеру, чтобы в ходе 1-часового выступления явить миру свою гениальность и позволить слушателям стать сопричастными незабываемому опыту.

К сожалению, в случае с фильмами и живыми выступлениями эта формула работает далеко не всегда. Те же прекрасно снятые фильмы «Опасный метод» или «Атлант расправил плечи, часть I» показывают лишь внешнюю оболочку первоначальных авторских идей, но не суть этих идей и тем более – не ту Идею, которая являлась первопричиной всего, некой отправной точкой, импульсом, от которого брали свое начало и получали развитие идеи автора. Эти фильмы словно скользят по гладкой поверхности океана, под которой кроется нечто настоящее.

Прежде чем создать универсальные инструменты для выражения идей спикера, необходимо хотя бы осознать эту проблему.

Вера Ковалева, главный редактор портала Как сделать презентацию


TOP