FORGOT YOUR DETAILS?

Presportal Media Group и Global Conventions Platform при поддержке телеканала Просвещение приглашают 25 и 26 июня 2015 года предпринимателей, директоров по развитию бизнеса, антикризисных управляющих и маркетологов на V Международный форум презентаций “Present! АНТИКРИЗИСНОЕ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ КОМПАНИЙ”. Форум состоится в Москве.

На Форуме профессионалы в области создания идей и их визуализации расскажут о том, как  в период кризиса позиционировать и презентовать себя с целью восстановить и повысить продажи компаниям из различных секторов: промышленность, недвижимость, IT, банки, стартапы, телекомы, рекламные и консалтинговые агентства, госструктуры.

Вера Ковалева, основатель Форума Present: Как изменить мир с помощью презентации и покорить умы и сердца слушателей

Чудо, случившееся в Сколково

Однажды я была свидетелем настоящего чуда: аудитория в Сколково посмотрела презентацию и сразу ее поняла, чего обычно с презентациями не случается.

Дело было так. Как обычно, посмотрели одну корпоративную презентацию. Аудитория – солидные директора с отличным образованием – с умным видом молча просмотрели слайды. Молчали они и после – слайды как слайды, слова понятные, информация тоже.

А потом мы посмотрели еще одну презентацию той же компании – экспериментальную. Слайдов 15, на каждом цифра или несколько слов. Просмотр занял менее минуты. И аудитория взорвалась: на презентацию обрушился шквал критики. Критиковали содержание презентации. Мол, так не бывает. Тут вранье. Это сомнительно. Тут приукрасили. И т.д.

Это было невероятно: информацию увидели, поняли, обсудили. Аудитория наконец узнала что-то об этой компании. Это было чудо! Обычно мы читаем слайды, понимаем слова, видим графики и… ничего. Это проходит мимо нас. Ни одной эмоции, ни одной мысли, ни одной обратной связи.

Ниже пойдет речь о том, как создавать презентации, которые попадут в сознание и душу людей, а не пройдут мимо как обычный информационный мусор.

Идеи: разница между внутри и снаружи

Есть два вида информации: одна живет внутри нас, другая – снаружи.

Информация внутри обычно существует на одном из трех китов:

– Кит 1. Несколько великих идей и верований, которые суть фундамент нашей личности. Например, вера в семью, любовь, призвание, бога, работу и т.д. Вера в себя или в своих детей. Или вера в отрицание. Этих китов несколько и они фундаментальны.

– Кит 2. Несколько наших основных умений: то, что мы можем делать очень хорошо. Например, готовить, путешествовать, руководить, адаптироваться, переживать, быть одному, быть душой компании и т.д. Эти умения хороши настольно, что мы можем этому обучать или компетентно об этом говорить.

- Кит 3. Обрывки информации, которые мы знаем. Мы много чего слышали и учили. Множество идей мы знаем частично или слышали о них. Таких обрывков много, очень много.

Информация снаружи

Тут все просто. Это все, что мы слышим по ТВ, на лекциях, на работе, от друзей, читаем в интернете и т.д. Это стремительные информационные потоки, которые курсируют вокруг нас по разным коммуникационным магистралям. Много, много, много информации. Как правило, вся она проходит мимо.

Запоминаются какие-то обрывки, фрагменты, усваивается и попадает в третью группу совсем немного. Во вторую – чтобы стать значимым умением и глубоким знанием – попадают крупицы. А в первую – фундамент нашего существования – почти ничего.

Цель презентации

Цель презентации – показать идею так, чтобы она проникла внутрь мозга, мышления слушателя и стала как минимум китом номер три, а лучше – два. Тогда эту информацию хотя бы запомнят и обсудят, как это и случилось в Сколково. В лучшем случае информация превратится в активный инструментарий слушателей и, быть может, изменит их жизнь.

Идея как путь к умам и сердцам

Идея всегда проста. Идея всегда чиста – никакого шума в виде ненужных слов ее окружать не должно. Идея всегда понятна. Идея не должна быть сложнее одного-трех тактов или позиций. Например. Аллах и Магомед, его пророк – два такта. Яблоко, Земля и сила притяжения – три такта. Think different – один такт. Yes we can – один такт. Свобода нации – один такт.

Идея – это суть, ядро, квинтэссенция, вокруг которой могут быть написаны тома и сказаны миллионы речей.

Чтобы попасть в сознание и в душу, идея должна быть предельно проста. Идея снаружи пролетает мимо человека как птица. Идея внутри человека дает ростки в его душе и присутствует в его мышлении.

В фильме «Начало» с Леонардо ди Каприо речь шла как раз об этом: поместить идею в мозг человека так, чтобы он сделал ее своей. Предельно простую идею, которая изменит его жизнь. Идея была такова: «Я должен идти своим путем» – два такта (я и мой путь). В фильме эта идея должна была попасть внутрь личности и быть ей присвоена настолько глубоко, чтобы изменить всю стратегию его жизни, а не остаться снаружи как одна из расхожих мыслей.

Проникнуть в ум и душу – преступление против человека?

С этической точки зрения можно сказать: если вы говорите про сознательное помещение идей внутрь мышления человека, то это преступление против его свободы воли.

Нет, это преступление против спикера.

Каждый слайд презентации – такой, какой она должна быть, а не такой, как ее делают обычно – передает идею за доли секунды, эта идея присваивается зрителями тут же и поступает в их активный если не инструментарий, то элемент мышления. И, будучи понятой, идея может быть тут же осмыслена и раскритикована каждым из слушателей.

Если спикер идет на то, чтобы показывать действительно понятные, пронзительно простые, невероятно ясные слайды, то моментально в него вонзятся тысячи стрел критики. Ведь он, действительно донося идеи, открывает себя полностью, показывает истину как она есть, и, будучи понятой, эта истина, как и бывает со всякими великими идеями, тут же встречается со встречным огнем оппонентов.

Я считаю, что показывать ясные идеи – это самое этичное, что может быть на свете. Да, идеи будут поняты. Да, идеи будут усвоены. Да, они подвергнутся размышлению, обсуждению и критике. Да, будет активная обратная связь. Да, будет страшно. Но разве не в этом суть общения между людьми – говорить ясно, за доли секунды понимать сказанное и отвечать?

Почему многие презентации так и останутся непонятыми?

Созданию понятных презентаций мешают три основных препятствия.

– Во-первых, отраслевые стандарты. В науке, бизнесе, образовании принято делать презентации с массой текста и нагромождением графиков, таблиц, схем. Многие упорно говорят: мы не пойдем против отраслевых стандартов. «Нет и точка». «Карьерой и имиджем рисковать не хочу». «Делаю как все». «Скажут иначе – будет иначе». Словом, если человек не бунтарь, то презентация останется такой же далекой от понимания, как и была.

– Во-вторых, страх. Зачем мне делать понятные презентации? Чтобы каждый слайд критиковали, так как содержание его очень понятно? Лучше сделать как обычно, не претендуя на создание чего-то очень понятного. Компромисс. Всем комфортно.

– Во-третьих, отсутствие смысла. Зачем долго размышлять и докапываться до сути, если я и так много лет в бизнесе? Это очень тяжело: думать, пробовать, видеть что ничего не получается, думать опять, быть недовольным. И вообще, идея должна созреть. И сколько лет уйдет на это, никто не знает. «Я не хочу изменять мир». «Я не самый блестящий оратор». «Я вообще работаю на дядю, а дядя обойдется и презентацией «так себе». «Мне уже много лет и я давно не верю в очередные волшебные рецепты».

Как, все-таки, сделать понятную презентацию?

Правило номер один: найдите и поймите свою идею.

У презентации есть одна Идея, которую мы представляем в виде слайдов, на каждом из которых – одна ясная идея более низкого порядка. Все ясные идеи описывают одну большую Идею или сверхидею. Эта Идея относится к категории высшего смысла, который предстоит найти. Как?

Сначала докопайтесь до сути сами. Поймите сами. Почувствуйте сами. Объясняйте и обдумывайте свою идею до тех пор, пока однажды ее не поймете. С идеями та же проблема, что и с презентациями: мы слишком торопимся, идем на компромисс, машем рукой и делаем абы как, не дождавшись «просветления» и ясного видения сути вопроса.

Забудьте про снаружи. Чтобы ваша идея оказалась внутри умов аудитории, сначала она должна родиться внутри вас. Забудьте про окружающий мир и то, что он предписывает. Про все социально желаемое. Что такое социально желаемое и социально одобряемое? Это всякие ориентиры вроде «цель бизнеса – прибыль». «Я должен быть добрым и улыбаться. Friendly, open, successful». «В начале бизнеса надо написать бизнес-план». «Мир враждебен, законы страшны, в России много коррупции». «Стартап – это модно и хорошо, к нему надо сделать питч».

Выкиньте этот бред к черту – про стартапы, бизнес-планы, прибыль, престиж, имидж и «как надо», «так надо», «так можно, так нельзя». Во время путешествия внутрь своего сознания забудьте все внешнее. Это внешнее создали не вы, а вам нужно создать свое.

Правило номер два: честность.

Будьте очень честным с собой во всем. Если вы видите, что слайд страшный, то он страшный. Если слайд вас не радует, то он правда не радует. Если вы не испытываете ликования, то презентация действительно не вызывает ликования. Если то, что вы написали, вам не нравится, то это действительно не вызывает удовольствия.

Будьте честными по поводу своей идеи. Не врите тайком себе, что это супер-идея. Честно примите свое чувство скепсиса и то, что не верите в нее полностью. Это нормально. В мире нет ничего идеального, есть шажки к лучшему и далее к еще более лучшему.

Не врите себе, что на этом можно остановиться, если чувствуете, что это не конечная точка и что можно было бы поработать еще. Поработайте. Добейтесь той стадии, когда шедевр создан и, как и всякое произведение искусства, он вызывает радость в сердце создателя. Не врите себе на следующий день, что все это совсем ужасно и все надо выбросить. Это правильно – создав что-то, стремиться к лучшему. Но не надо выбрасывать созданное.

Не врите себе, что времени мало. Возьмите столько времени, сколько потребуется, пока не почувствуете, что вот оно – можно делать презентацию. Идея и концепция может вызревать долго. Пока она зреет, делайте презентации как обычно. Думайте, чувствуйте, размышляйте, когда будет вдохновение. Иногда я беру себе месяцы, иногда годы. Это нормально.

Не врите себе, что не боитесь, если вы боитесь. Человек может волноваться, тревожиться или испытывать дикий ужас перед презентацией. Разные авторы советуют разное. Лично я всегда просто игнорировала страх, если он был. С годами и практикой он уменьшается.

Не врите себе, что презентация станет бестселлером или легендой. Никто не создает шедевр с первой попытки. Все приходит с практикой. Вопрос в качестве этой практики.

Наконец, суть предельной честности перед собой состоит в том, что мы признаем свой путь и свои идеи, даже если они идет вразрез с общепринятыми правилами. О таком несоответствии можно не говорить, но отдавать себе в нем отчет надо.

Не врите себе, что знаете, что делать. Если бы вы знали, как сделать предельно ясную презентацию, то создали бы ее. Никто не знает как это сделать. Я тоже не знаю. Дело тут не в том, что в презентации должна быть структура: начало, проблема-решение или драма, конец, т.п. Дело не в том, что каждый слайд должен быть понятен и иметь ясное содержание.

Дело в том, что должна быть великая идея, суть, ядро, последняя степень истины. А это всегда духовные искания, долгие размышления и попытки найти, осознать и сформулировать ту самую великую идею. И когда она наконец откроется вам – вы это сразу поймете.

Так что дело не в контенте, визуализации, словах или цифрах, последовательности слайдов или стилистике, хотя это важно. Дело в чем-то ином, в какой-то высшей сущности, которая может покорить умы и зажечь сердца, когда они соприкоснулись с ней как с чем-то истинным.

Резюме

Если говорить о создании проникающих в сознание презентаций, то:

1. Создайте свою ясную идею и совокупность ясных идей, с помощью которых объясните ее. Уровень сложности каждой идеи – один-три такта (объекта), не больше.

2. Сделайте очень ясные слайды: с одной цифрой или парой слов на каждом. Не забывайте про образы, визуальные метафоры и еще несколько десятков выразительных средств.

3. Доводите презентацию до ума до тех пор, пока каждый слайд не будет вызывать радость в душе и желание пересматривать презентацию снова и снова, как отличный фильм.

Технологии, которые позволяют создавать такие презентации – от идеи до визуализации и подачи, – можно освоить на практике на V Международном Форуме-тренинге презентаций Present!, который состоится в Москве 25 и 26 июня 2015 года.

Вера Ковалева, основатель Международного форума презентаций Present


TOP