FORGOT YOUR DETAILS?

Исследователи говорят, что инфографика может помочь спасти идиотов от самих себя. Правда ли это?

by / Tuesday, 24 January 2012 / Published in Инфографика

Исследование Дартмуртского Колледжа дает на это положительный ответ. Убеждающая сила графического дизайна, однако, это палка о двух концах.

Очень жаль, что сегодня в культурной жизни кто угодно может найти свои собственные «факты» для поддержки практически любой позиции или аргумента (спасибо за это Интернету).

Более того, психологические исследования показали, что если атаковать необоснованные ответы с фактами и аргументами, то в результате эффект получается прямо противоположный от задуманного: в результате люди только сильнее начинают верить в свои выдумки. Как же разорвать этот Гордиев Узел бессмыслицы? Согласно новому исследованию Дартмуртского Колледжа (Государственный Университет Джорждии), помочь в этом может инфографика.

Политологи Брендан Нихан и Джейсон Рейфлер сумели разработать несколько экспериментов которые позволяют оценить эффективность графических «корректировок» необоснованных убеждений. К сожалению, я не являюсь профессионалом в этом сфере, и не могу судить о правильности их научной методологии, но тот факт, что они являются политологами (а не обычными учеными), позволяет предположить, что в их исследовании может присутствовать крупица истины.

Результаты у них, в любом случае, получились очень интригующими. Если вкратце: судя по их результатам, если использовать для опровержения точки зрения оппонента графику, то это намного эффективнее, чем просто передавать ту же информацию в письменной форме.

Почему же это так? Авторы считают, что при передаче «противопозиционной информации» (т.е. фактов, которые прямо противоречат позиции оппонента по данному вопросу, напр. изменение климата – авторы приводят в качестве примера именно это) в графической, а не текстовой, форме, дает гораздо меньше возможностей для приведения контраргументов.

Графическая диаграмма по изменению средних температур в мире за последние 30 лет не оставляет пространства для сомнений. Нет возможности взять и подтасовать факты, даже если очень хочется. Авторы рекомендуют, в качестве вывода, следующее: «журналистами, пишущим истории, которые рассказывают об изменении или тенденциях, которые поддаются измерению, особенно в случае, когда ожидается неверное их восприятие, рекомендуется включать в свои репортажи графики и наглядные изображения».

Во всей идее, однако, можно заметить очень большую прореху. Даже если отметить, что люди могут быть более склонными с психологической точки зрения к восприятию инфографики в качестве «более объективной» информации, это еще не означает, что данная информация действительно будет более объективной.

Графический дизайн это такой же язык, как и текст, и он дает всем массу возможностей к умышленному и неумышленному искажению. Графика является очень эффективным инструментом коммуникации, и, следственно, вводящее в заблуждение графика может вводить в заблуждение… более эффективно!

Простой пример: представьте себе два номера, 2 и 10. На числовой прямой между ними разница в восьми «пометках». Давайте, однако, попробуем для графического выражения этих чисел использовать цифры. Если вы создадите один круг с диаметром 10 см, и второй, с диаметром 2 см, то относительная разница в их размерах будет намного больше, чем разница между ними на числовой прямой.

В данном случае, круг с диаметром 10 см будет крупнее примерно в 25 раз. Вы можете использовать диаметр в качестве графического средства демонстрации разницы между этими двумя номерами, и будете при этом очень эффективно вводить свою аудиторию в заблуждение.

Нам даже не надо обращаться к примеру математики и физики, чтобы обнаружить как графический дизайн может быть использовать «во зло»: вот эта статья в газете Businessweek наглядно демонстрирует, как простое расположение двух совершенно не связанных друг с другом графиков на одной странице может привести к тому, что наш мозг начнет строить самые разные бессмысленные теории. (Начал бы М. Найт Шьямалан опять выпускать хорошие фильмы, если бы больше людей покупали газеты? Ответ вас может очень удивить!).

Вне зависимости от того, подтвердятся ли данные этого исследования, или не подтвердятся. Нихан и Рейфлер создали очень интересную гипотезу, которая подчеркивает важность визуальной коммуникации в качестве инструмента, который может быть использован как во имя добра, так и зла. После того, как я прочитал их исследование, я стал более скептически относиться к инфографике – потому что теперь я знаю, как легко они могут склонить мой разум к слепому к ним доверию. Видеть – значит верить, в конце концов.

Источник: fastcodesign.com

Перевод: Марина Конышева, Как сделать презентацию

 

 


TOP