FORGOT YOUR DETAILS?

Оратору: 5 приемов, чтобы сделать речь запоминающейся

by / Monday, 20 February 2012 / Published in Риторика

Обратимся к опыту политиков и успешных рекламных кампаний, чтобы выбрать те риторические инструменты, которые действительно могут улучшить ваше публичное выступление.

1. Анафора

В июле 2011 года президент США Барак Обама выступил перед большой аудиторией в Берлине. Во время своей речи он постоянно повторял фразу «Это момент». Например, «Это момент, когда мы должны победить террор», «Это момент, когда мы должны подтвердить цель создания мира без ядерного оружия».

В какой-то мере данная фраза Обамы звучит как знаменитая речь Мартина Лютера Кинга, в которой он говорил: «У меня есть мечта». Данный прием называется анафорой, и успешно использовался еще древними греками.

Повторение фразы в конце или начале законченных предложений – мощный риторический инструмент. Например, популярной является тактика, когда на выступлении менеджер по продажам говорит: «Наши конкуренты говорят, что мы…». После этой фразы он опровергает заявление конкурентов. И так несколько раз.

2. Аналогия

Другой инструмент – аналогия. Ораторам аналогии позволяют донести до аудитории концепции, которые на первый взгляд могут быть чуждыми обычным людям. Например, классическая аналогия может звучать так: «Процессор – это мозг компьютера».

Во многих отношениях процессор выполняет те же функции для компьютера, что и мозг для человека. В данном случае имеет место быть сильная аналогия. Как только вы находите что-то подобное, обязательно записывайте и используйте в своих выступлениях. Старайтесь донести свою мысль до аудитории с помощью аналогии, если вы считаете это необходимым.

3. Сравнения

Сравнения являются важной частью хорошего выступления, и способны улучшить не только вашу речь, но и сделать вашу мысль проще для восприятия аудитории. Настоящим мастером сравнений является Альберт Гор. В своей книге «Неудобная правда» (про глобальное потепление) он проводит большое количество хороших сравнений.

Например, когда Альберт Гор описывает таянье льдов, он сравнивает эту ситуацию с тем, когда термиты прогрызают сыр. Гор утверждает, что никогда не бывал в Антарктиде, но отлично представляет себе как выглядит сыр в такой ситуации. В данном случае сравнение делает сообщение Гора более ярким.

4. Метафора

В одном из своих самых известных выступлений бывший губернатор Нью-Йорка Марио Куомо назвал Америку «сияющим городом на холме». Это хорошая метафора. Не так давно было установлено, что самые успешные спикеры используют метафоры гораздо чаще, чем их оппоненты.

Так, известно, что Рональд Рейган очень часто использовал в своей речи метафоры. Пример метафоры: «держать книгу вверх ногами».

5. Триады

В краткосрочной памяти люди способны запомнить 7+-2 слова или тезиса. Дайте им 10 пунктов, и они не запомнят ни одного. Именно поэтому опытные рассказчики и презентаторы используют правило трех, представляя три основных момента своей речи.

Например, в свое время в рекламе iPhone 3G утверждалось, что этот мобильный телефон позволяет:

  • получать новости в два раза быстрее;
  • найти путь в два раза быстрее;
  • загружать файлы в два раза быстрее.

Автор: Елена Федорова, портал Как сделать презентацию


TOP