FORGOT YOUR DETAILS?

Стратегии негативной вежливости

by / Friday, 10 February 2012 / Published in Риторика

Каждый человек наделен свободой выбора, правом решать как поступать и какие решения принимать в тех или иных ситуациях, правом не брать на себя неприятных ему обязательств. Это право на свободу действий и подразумевается под negativeface, понятием, введенным П. Брауном и С. Левинсоном – авторами теории « ингвистической вежливости».

Напомним, что понятие positiveface связано с желанием человека быть одобренным, получить положительную оценку хотя бы некоторых из его окружения, что совершенно отличается от желания не иметь препятствий, мешающих своим действиям, связанным с negativeface.

В процессе повседневного общения неизбежно возникают ситуации, когда создается угроза для человека. Например, приказы или обещания угрожают negativeface человека, так как препятствуют его свободе выбора; несогласие с мнением собеседника угрожает его положительной самооценке и, следовательно, его positiveface.

Желание слушающего вас человека быть независимым учитывается в стратегиях негативной вежливости. Их цель – подчеркнуть отсутствие давления на собеседника.

Рассмотрим некоторые примеры:

1. Избегайте прямолинейности: «Вы не скажете, как доехать до цирка?».

2. Используйте модальные глаголы, выражающие возможности и вопросы: «Вы не могли бы закрыть дверь?»; «Может быть, он случайно…».

3. Пессимистичность в отношении своих ожиданий: «Не знаю, ты, наверное, сейчас занят и не сможешь мне помочь».

4. Преуменьшение неудобств и обязательств: «Да это не займет у тебя много времени, к двум ты будешь уже свободен».

5. Обобщение: «Курение вредит здоровью», «Надеюсь, что все будет сделано в срок».

6. Начните просьбу с извинения: «Извините, что беспокою, но не могли бы Вы прикрыть окно?».

7. Используйте местоимения множественного числа: «Мы с прискорбием сообщаем…».

Конечно, стратегиями позитивной и негативной вежливости не исчерпывают весь арсенал средств, к которым может прибегнуть участник коммуникации, чтобы сохранить комфортную атмосферу общения. Например, вместо того, чтобы сказать: «Не могли бы вы закрыть окно?», звучит: «Что-то здесь дует…»; вместо «Заберите вещи и уходите» – «Гардероб закрывается через 15 минут».

Таким образом, чем больше кажется человеку, что его слова могут быть «угрозой» для самооценки слушающего или его свободы, тем он тщательнее старается эту «угрозу» замаскировать.

Конечно, самой идеальной стратегией в таком случае будет стратегия, исключающая из речевого поведения все, что как-то может «угрожать» собеседнику!

Автор: Елена Федорова, портал Как сделать презентацию


TOP