FORGOT YOUR DETAILS?

Стратегии позитивной вежливости

by / Wednesday, 01 February 2012 / Published in Риторика

Согласно теории «лингвистической вежливости (этикета)» понятие вежливости означает, что все участники процесса общения чувствуют себя комфортно и на своем «месте». Авторы этой теории П. Браун и С. Левинсон ввели понятия positive face и negative face, которые влияют на стратегии вежливости и делят ее, условно выражаясь, на «позитивную» и «негативную». В этой статье рассмотрим подробнее то, что связано с первым понятием.

Positive face – положительный образ – простыми словами, это то, каким человек видит себя и каким он хочет, чтобы его воспринимали окружающие. Конечно, в каждом из нас есть желание быть положительно оцененными и одобренными теми с кем мы общаемся.

В процессе общения не миновать ситуаций, создающих угрозу нашему positive face.

Поэтому целью позитивной вежливости является маскировка таких угроз. Для этого говорящий разными способами может демонстрировать уважение к собеседнику и принимает, хотя бы частично, его притязания. Стратегия позитивной вежливости подразумевает демонстрацию доброжелательности, солидарности, дружеских чувств. Вот некоторые примеры:

1.В твоих словах должно отражаться участие к потребностям слушающего тебя человека.

«Что-то случилось? Могу я чем-то тебе помочь?»

2.Обращаясь к человеку, используй слова, заверяющие его в солидарности с ним.

«О, старик, привет! Одолжи до завтра полста».

3.Оптимистичность в речи.

«Если ты не против, я буду рад тебе немного помочь».

4.Говоря о какой-то деятельности, покажи, что ты будешь участвовать в ней совместно со слушающим.

«Сегодня нам это надо закончить, уверен, вместе нам это не составит труда».

5.Предлагая, слушающему тебя человеку, что-то сделать, давай обещания сделать что-то взамен.«У меня есть предложение, пока ты уберешь в комнате, я помою посуду».

6.Прояви повышенный интерес к человеку или его хобби.

«О, какая у тебя замечательная коллекция? Как долго ты ее собирал?»

7.Старайся не выражать свое несогласие открыто.Примером может служить известный анекдот: « Товарищ старшина, а бегемоты летают?- Конечно, нет. – А товарищ капитан сказал, что летают. – Ну, да, летают, только низко очень».

8.Шути.

«Ого, да тут не просто рыба, а настоящая акула!»

Цель всех этих стратегий показать слушающему человеку, что его ценят, уважают, считают своим, в общем, признают и заботятся о его интересах!

Автор: Елена Федорова, портал Как сделать презентацию


TOP